Часто сетуют логопеды то на зубы и неправильное развитие челюсти, то на аденоиды, то на диастемы в полости рта, то на иннервацию лицевых, жевательных мышц или круговую мышцу рта. Сильно они затрудняют работу логопеду.
Согласна, что все маркеры дают сильные ограничения в логопедической коррекции звукопроизношения на начальном этапе.
На самом деле в практике не так часто встречаются дети с парезами, параличами, аневризмами лицевого нерва (указание на такие нарушения всегда есть в анамнезе с отметкой невролога о диагнозе).
Большую же часть детей с искаженным звукопроизношением составляют дети с функциональными нарушениями.
Это дети у которых есть:
- синкинезии (губа - язык, язык - челюсть)
- дисфункции жевания (слабость жевания вызывает упрощение моторной программы и не дает корню языка расслабиться)
- реверсивный тип глотка (приводит к активности подбородочной мышцы, она напрягается, а круговая мышцы рта становится слабой и провисает)
- рефлексы орального автоматизма
- укорочение группы мышц, поднимающую верхнюю губу из-за неправильного формирования твердого неба (высокий, готический купол)
- слабость круговой мышцы рта, вызванная дисбалансом в работе мышц, которые вплетаются в нее и создают гармоничную работу круговой мышцы рта во время артикуляции.
Самый важный мышечный орган в полости рта - это язык. Почему-то часто забывают, что работу собственных мышц языка определяют именно скелетные мышцы, большая их часть находится именно в шейном отделе. Скелетные мышцы вплетаются в собственные мышцы языка и влияют на их амплитуду и объем движений.
Пока эта группа мышц будет пребывать в напряжении из-за неправильного положения тела в пространстве, а это положение будут трактовать нередуцированные (неугасшие) постуральные рефлексы раннего возраста, работа собственных мышц языка будет ограничена.
А значит, логомассаж вскоре потеряет эффективность и возникнут трудности автоматизации звуков, особенно звуков позднего онтогенеза.
Вывод:
- Хотите избавиться от межзубного, искаженного, бокового произношения, удачно работать со звуками при нарушенном прикусе - начните смотреть в корень проблемы в прямом и переносном смысле:
- Расслабьте скелетные мышцы языка, проработайте корень языка и опустите подъязычную кость (под подбородком должна быть ямочка, значит корень расслаблен).
- Научите ребенка жевать, чтобы сохранить миодинамический баланс в полости рта.
- Параллельно работайте над носовым дыханием. Вдох носом - выдох через нос, отрабатывайте положение языка в точке покоя. Без правильного положения языка нет правильного вдоха. Забор воздуха будет через рот.
- Разорвите патологическую цепочку губы-язык-челюсть (основа это жевание и глоток, все делается на улыбке). Не знаете как - тогда делайте артикуляционную гимнастику на улыбке с небольшим открытием рта. Это важно.
И потом уже работайте над губами и звуками параллельно.