В середине ХХ века по миру прокатилась волна уродств – в этот период времени более 10 тысяч детей родились со всевозможными отклонениями: отсутствие рук, ног, ушей и других частей тела.
Во всем обвинили немецкую фармацевтическую фирму «Хеми Грюненталь» («ХГ»). Давайте разбираться как это произошло.
Темное прошлое
Еще до случая с эпидемией уродств, у «Хеми Грюненталь» были проблемы с репутацией: компанию обвиняли в предоставлении работы бывшим нацистским преступникам. Так, Мартин Штеммлер – сторонник «расовой гигиены», работавший в концлагере Аушвиц, возглавил отделение патологии в «ХГ». А доктор Эрнст Гюнтер Шенк, признанный виновным в проведении бесчеловечных экспериментов над людьми, получил должность в отделе по разработке новых препаратов. Были и другие: ученые, врачи и химики Третьего Рейха с легкостью находили пристанище в «Хеми Грюненталь».
Они предлагали фирме свои навыки и знания, добытые путем экспериментов, а взамен получали хорошую работу в области фармацевтики.
Расцвет «Хеми Грюненталь»
«Хеми Грюненталь» появилась еще в XIX веке, но расцвела лишь с приходом к власти Адольфа Гитлера. В 1939 году, братья-близнецы Герман и Альфред Виртц – тогдашние управляющие «ХГ» смогли, благодаря программе по «очистке немецкого общества», приобрести предприятия, ранее принадлежавшие евреям.
Изначально «ХГ» занималась производством бытовой химии и парфюмерии, но, после Второй мировой войны, братья Виртц решили удариться в фармацевтику. Фирма находила нацистских ученых и врачей и предлагала им работу.
Стоит отметить, что наймом нацистов промышляли не только в «ХГ», но и за океаном. Многие фармацевтические компании из США нанимали немецких химиков на работу.
Новый препарат
В 1954 году специалисты «ХГ» синтезировали новый препарат – талидомид. Это лекарство обладало седативными свойствами и обещало стать заменой барбитуратам, приводящим к летальному исходу при передозировке. Талидомид начали продавать без рецепта, а врачи стали прописывать препарат беременным женщинам, чтобы уменьшить тревожность и облегчить приступы тошноты. Поставку талидомида наладили сначала в страны Западной Европы, а затем и в Японию.
Первые сомнения
Сначала побочные эффекты никак себя не проявляли, казалось, что их и вовсе нет. Однако с ходом времени в «ХГ» начало поступать все большее количество жалоб на внутриутробные повреждения младенцев из-за талидомида. Однако «Хеми Грюненталь» упорно игнорировала эти сообщения.
В самой Германии первые сомнения насчет безопасности препарата начали появляться в 1961 году. Параллельно гинеколог Уильям Макбрайт из Австралии опубликовал свой доклад о связи эпидемии уродств у плода и талидомидом. Однако власти не стали изымать талидомид из аптек и постепенно мир потрясла волна новорожденных с ужасными уродствами.
Последствия
Специалистам понадобилось еще пять лет, чтобы найти и установить пагубное воздействие талидомида на плод. После этого во всем мире ужесточили требования к тестированию лекарств на побочные эффекты.
Судебный процесс над «Хеми Грюненталь» начался в 1968 году. Компанию обязали выплачивать компенсации сначала немецким жертвам препарата, а затем и британским. Но в тюрьму так никто и не сел.
Точное количество пострадавших от талидомида до сих пор неизвестно: внутриутробные смерти, мертворожденные младенцы и другие причины затрудняют подсчет.
Из-за прецендента с талидомидом в 1968-ом вышел закон «О лекарственных препаратах, отпускаемых по рецепту и без него».
В настоящее время этот талидомид применяется исключительно под строгим контролем для подавления симптомов проказы и лечении рака.