– Николай, балет – это адский труд, и часто у детей, которые занимаются балетом, наступает такой момент, когда они говорят: «Все, больше не могу, больше не пойду...». Вопрос к вам, как к педагогу, нужно ли в этот момент слегка надавать на ребенка и настоять на том, чтобы он продолжал заниматься, или этого не стоит делать?
– Во-первых, в нашей школе каждый год экзамены, и когда мы видим, что уже «не растет ничего», конечно, его или ее отчисляют. А когда видим, что есть способности, но нет рвения, то мы пытаемся заинтересовать. За способности мы боремся.
Но абсолютно у каждого ребенка свои комплексы, свои переживания, своя «сумасшедшая» мама или бабушка. Как правило, дома они слышат какие-то комментарии родителей и все это накладывает фон на их отношение к жизни, к учебе. И поэтому я всегда пытаюсь поставить себя на их место.
У нас был один мальчик, умный и способный, и он отказывался учиться по одной простой причине... У него очень хорошая семья, уважаемые люди, достаток в доме, и мы долго пытались выяснить, из-за чего он отказывается учить любой предмет. Ребенок был в конфликте с окружающим миром. А оказалось, что у него мама разошлась с папой и он не мог простить матери, что она развелась с отцом и живет с каким-то другим дядей.
Я пытался себя поставить на его место, но мне было абсолютно все равно в его возрасте, где моя мама находится, я так хотел, чтобы она не приходила домой подольше, потому что можно было остаться одному и делать что хочешь. А у этого ребенка, конкретно у этого характера, был все время один вопрос: «Почему она рядом с этим человеком?». Вот ему конкретно не хватало внимания.
У меня много подруг, у которых три ребенка, четыре ребенка – и все разные, хотя один папа, одна мама. Какой-то из детей хочет все время прижаться к маме и посидеть рядом, а другой не терпит, даже если она хочет его приобнять. Это все очень индивидуально, и потому каждый раз я пытаюсь понять, в чем дело.
Я очень хорошо помню, какие ошибки совершали педагоги, когда я учился. Моя мама – педагог, я «вырос в учительской» и видел огромное количество ошибок педагогов и всегда об этом помню. Другое дело, что ты все равно не можешь всем уделить внимание.
И катастрофа моей профессии, что я вынужден ставить двойки и говорить: «Ты не можешь дальше здесь учиться», ну не только я, конечно, там комиссия это делает. Это очень сложно и каждый раз я чуть не плачу, но я вынужден это делать, потому что в этой профессии должны быть только те люди, которые ей соответствуют.