17 февраля этого года Президент Российской Федерации назначил Дмитрия Поликанова заместителем руководителя Россотрудничества. Дмитрий Валериевич — выпускник МГИМО, кандидат политических наук, доцент. Работал в российском представительстве Международного комитета Красного Креста, ЦИК партии «Единая Россия», в 2014—2019 гг. — президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», с 2019 года занимал должность заместителя руководителя Общероссийского народного фронта (ОНФ).
В интервью Дмитрий Поликанов рассказывает о работе во ВЦИОМ, о том, как полученный опыт повлиял на его дальнейший карьерный рост, о задачах на новой должности и о перспективах сотрудничества.
— Дмитрий Валериевич, расскажите, пожалуйста, как начиналась и развивалась Ваша карьера во ВЦИОМ.
— Началось всё в 2003 году, когда мы с Валерием Фёдоровым, Константином Абрамовым и Румией Ромашкиной делали перезагрузку ВЦИОМа, ставили его на новые современные рельсы. Я тогда отвечал за PR и международные связи. Занимался тем, что выстраивал отношения со СМИ (тогда запустили практику пресс-выпусков), расширял коллектив авторов и тематику журнала «Мониторинг общественного мнения», придумал ежегодные альманахи, содействовал вступлению в различные профессиональные альянсы, курировал проекты с рядом государственных и зарубежных заказчиков. С удовольствием вспоминаю, например, как придумывали «Евразийский монитор» с Игорем Задориным, украинскими и белорусскими коллегами. Я проработал во ВЦИОМе три года, и с удовольствием вспоминаю это время — динамичное, креативное, когда закладывалась корпоративная культура и дух организации, отличающие её на рынке и сегодня.
— Помогла ли Вам работа во ВЦИОМ построить карьеру в сфере НКО и на госслужбе?
— Да, именно во ВЦИОМе я окунулся в живую, реальную политику, узнал изнутри, как функционируют многие государственные институты, как принимаются решения. Познакомился с большим количеством людей — это то, что дают далеко не все организации, а ВЦИОМ всегда давал. Ведь такая широкая сетка контактов — это то, что составляет капитал любого специалиста. Был первый опыт госзакупок — и это тоже очень ценное знание, которое пригодится любому на жизненном пути. Освоил навыки телеинтервью и отточил умения по публичным выступлениям. И, конечно, работа с данными — это бесценный опыт: и память развивает, и по-настоящему учит анализировать тренды, и многое понимаешь о том, какие преобладают настроения в обществе и как их формировать. Всё это очень пригодилось на дальнейшем карьерном пути.
— Как Вы использовали полученные знания и навыки в последующей работе?
— Например, теперь квалифицированно выступаю заказчиком социологических исследований. Точно знаю, как построить выборку или качественно провести фокус-группы, условно говоря. Пару раз благодаря этому удавалось избавиться от недобросовестных поставщиков услуг — ведь приходилось постоянно организовывать опросы на всех моих следующих работах: и в госструктурах, и в общественно-политической деятельности, и в благотворительности. Веду тренинги по публичным выступлениям и работе со СМИ — многие примеры в них пришли и из опыта во ВЦИОМе. Грамотный анализ общественных настроений помогает при стратегическом планировании и выстраивании медиаполитики — без этого никуда любому руководителю.
— Как Вы планируете использовать их дальше?
— Чем выше поднимаешься по карьерным ступенькам, тем сильнее спрос на качественную социологию. Параллельно внимательно слежу за тем, как развивается ВЦИОМ, и беру себе на заметку какие-то вещи — и по новым технологиям исследований, и по формированию корпоративной культуры и системы мотивации.
— Какие задачи у Вас на новом месте?
— В Россотрудничестве я курирую сферу культуры и работу всех наших представительств за рубежом. Главная цель — чтобы как можно больше людей в мире знали о современной России и о её истории, относились с симпатией к нашей стране и были открыты к совместным проектам, интересовались изучением русского языка. «Русские дома» должны стать точками притяжения, куда хотелось бы прийти на семинар, выставку, концерт или неделю российского кино. Отдельный акцент — на мероприятиях для молодежи. За ней будущее, а чтобы достучаться до неё, нужен и современный язык, и креативные форматы. Мы живем в эпоху «экономики впечатлений» и счастья как центрального элемента концепции устойчивого развития: кто сильнее удивил и запомнился, тот и лидер. Поэтому нужны яркие мероприятия и инструменты для регулярного «конвейера производства впечатлений» и стимулирования любопытства. Только так можно завоевать умы и сердца людей в разных странах.
— По каким направлениям Вы видите возможное сотрудничество с ВЦИОМ? В каком формате?
— Уверен, что будут поводы и для совместных исследовательских проектов, и для экспертных обсуждений. Одна из наших задач — содействие международным научным проектам и продвижение российских технологий, в том числе гуманитарных. Думаю, что здесь ВЦИОМу есть чем поделиться с миром, а на наших площадках можно организовать взаимодействие с коллегами из других стран.