Найти тему
Трудный русский

Башкирский и тувинский Утаган

Очень интересная статья З. Г. Аминева (Уфа) называется «Башкирские топонимы Утаган и их отношение к священной горе древних тюрков Ötükän». Автор здесь приводит данные собственных экспедиций в башкирские села.

Название Утаган (Үтəгəн) встречается в Башкортостане в местах проживания племенного объединения табын, предположительно родственного уйгурам.

У древних тюрков была известна священная гора Ötükän. Это название упомянуто в древнеуйгурской (или древнеогузской) надписи VIII в., выбитой на Селенгинском камне в районе Орхона. Есть и другие упоминания.

В Туве есть горный хребет, который сами тувинцы называют Ÿтÿген, но на картах он обозначен как Кхуку-Тайга. Эти горы были для тувинцев священными, и их настоящее название было запрещено произносить при посторонних (картографах, например). Отсюда и разночтение. Возможно, это тот самый Ötükän из орхонских надписей.

Впоследствии у древних тюрков слово утаган стало обозначать «божество земли», возник культ этого божества. Аналогичный культ есть у монголов. Сейчас его считают шаманским.

В Баймакском районе Башкирии, около реки Туяляс (башк. Төйəлəҫ), есть гора Этюкан (Əтүкəн). Скорее всего ее название происходит от того же Ötükän. Хотя у местных жителей есть собственная версия. Легенда гласит, что некая девушка сбросилась с вершины этой горы, крикнув «Атакай!» («Отец, батюшка»).

З. Г. Аминев рассказывает, что в юности видел своими глазами, а во время экспедиции слышал о сооружениях под названием караскы, которые время от времени на этой горе делали в старину местные башкиры. Караскы очень похожи на центральноазиатские обо – культовые сооружения из камней. Местные жители говорят, что такие сооружения до сих пор возводят пастухи. Караскы посвящены духам гор и Земли-воды (тау һəмер-һыуэйəлəренə ). Считалось, что у каждой местности есть свой дух. Старики говорят, что до войны около этих сооружений на вершине горы Этюкан проводились жертвоприношения (резали баранов).

Слово караскы происходит от глагола карау «смотреть, наблюдать, охранять», первоначально означало «стража, стражник», в наше время чаще употребляется как «чучело, пугало».

Тувинцы в своих моленьях называли гору Ÿтÿген «отцом». Так что башкирская легенда о девушке, которая перед смертью обращается к отцу, перекликается с тувинскими обычаями.

Автор статьи делает предположение о том, что племена, которые в будущем стали основой башкирского народа, пришли с Саяно-Алтайского края и перенесли на новые территории некоторые привычные названия.

Он приводит еще некоторые параллели:

другая гора вблизи с Этюканом называется Камаган «Камағ ан», что очень похоже на Капаган из орхонских надписей;

местность Туба (Дуба) на западном склоне горы Ирандек – это название созвучно слову «туба» («дубо») − самоназванию народа, жившего в Восточных Саянах;

река Сапсал – это фонетический вариант горного хребта Шапшал на Алтае;

Байкара – одна из южных вершин горного хребта Ирандек, так же называется один из тувинских родов;

название реки Тулыбай в Хайбуллинском районе Башкирии (точнее ее первая часть – Тулы) стоит в тех же орхонских надписях рядом с Ötükän.

На фотографии – монгольское обо. Фотографий башкирских караскы нет, к сожалению.

Другие статьи канала

-2