В башкирском фольклоре есть очень интересный жанр – кулямасы (көләмәс). Так называют короткие смешные истории. Подобный жанр фольклора широко распространен и у других тюркских народов, но может называться немного иначе, например «кульдирчи» у казахов.
В кулямасах рассказывается какой-то эпизод из жизни. Их герои ведут диалог, поэтому улыбку может вызвать находчивый, остроумный ответ на вопрос, забавная игра слов.
В кулямасах высмеиваются разные человеческие недостатки. Под острие сатиры может попасть кто угодно: правители, баи, муллы; мудрецы и хитрецы; простаки; жители местных селений; родственники, друзья; мужья и жены; хвастуны, лжецы, гордецы; лентяи; воры; пьяницы и курильщики; бюрократы, взяточниках, подхалимах; скряги; невежды; невоспитанные; плохо владеющие языком
Героями историй обычно являются «один старик», «одна старуха», «некий человек» и т. п. Но есть несколько постоянных героев кулямасов, которые наделены именами: Хужа Насретдин (пишу в башкирской традиции), Алдар Косе, Ерэнсэ-сэсэн, Шомбай. Любой башкир, услышав фразу: «Однажды Алдар Косе…», сразу поймет, что сейчас будет какая-то веселая история.
Остановимся подробнее на персонаже по имени Ерэнсэ-сэсэн. Ерсэнэ – это имя, а сэсэнами называют сказителей, которые исполняют под аккомпанемент думбыры (домбры) песни-речитативы – или народные сказания, или собственные сочинения. Как сэсэн Ерсэнэ наделен особым даром слова.
Ерсэнэ-сэсэн – персонаж смекалистый и находчивый, а его реплики часто остроумны и метафоричны. Социальное положение этого персонажа в кулямасах не закреплено: иногда он из простонародья, иногда же он судья или занимает высокую должность у хана. Но всегда он на стороне простых людей, наказывает ханов за их коварство, жадность, лицемерие. Часто ему помогает жена, которая ему под стать, – тоже сэсэн.
Чем много теоретизировать, лучше рассказать несколько кулямасов про Ерсэнэ-сэсэна.
Ерсэнэ-сэсэн и четыре брата
Однажды Ерэнсэ-сэсэн ехал по дороге и увидел, что четверо мужиков дерутся. Ерсэенэ-сэсэн спросил их:
– Вы почему деретесь?
Они ответили ему так:
– Мы родные братья. Недавно умер наш отец, после него в наследство нам досталась коза, из-за лили козу так: нее вышел спор... Мы разделили козу между собой: каждый из братьев стал хозяином одной козьей ноги.
Три ноги у козы были здоровые, четвертая – пораненая. Старшие братья наделили больной ногой самого младшего. Ну что ж, перевязал тот рану тряпицей. Но однажды коза наступила больной ногой в жаркие угли, – какой-то путник возле леса костерок оставил. Тряпица на ноге загорелась, коза ошалела и помчалась на хлебное поле. Хлеб подпалила. Поле это принадлежало баю, самому жадному и злому человеку в ауле. Пришел бай к братьям, плату за сгоревший хлеб требует. Но раз огонь перекинулся на хлеб с перевязанной козьей ноги, старшие братья указали на ее хозяина: мол, вот у него требуй. По этой причине, оказывается, и завязалась драка.
Послушал Ерэнсэ-сэсэн поскандаливших братьев, послушал и рассудил по справедливости:
– Вы, братцы, смотрите на это дело неверно. Тут больная нога не виновата. Ей ведь ходить не хотелось, покой был нужен, а здоровые ноги силком тянули ее за собой. Они и виноваты. Раз так, то и за сгоревший хлеб должны заплатить хозяева здоровых ног.
Ерсэнэ-сэсэн и поручение хана
Однажды хан дал Ерэнсэ-сэсэну такое поручение:
– Вот есть у меня сорок баранов. Пусть каждый из них родит у тебя двух ягнят.
Ерэнсэ пришел домой, посоветовался с женой.
– Не расстраивайся! – говорит жена. – Я знаю, как ответить хану.
Через некоторое время приехал к ним хан. Карасэс быстренько уложила мужа в постель и вышла встречать гостя. Царь первым делом справился, где Ерэнсэ.
– Дома он, – отвечает Карасэс, – только сильно хворает. Никак не может оправиться после родов.
– Хе, глупая, – говорит царь, удивившись. – Где это видано, чтобы мужчина родил?
– А где это видано, чтобы бараны объягнились? — отвечает Карасэс.
Растерялся царь, услышав умный ответ, и не найдя, что сказать, повернулся и уехал.
Хлеб Карасэс
Хан положил глаз на жену Есрсэнэ-сэсэна Карасэс, прикинулся больным и вызвал Ерэнсэ-сэсэна.
– Ох, – говорит, – кабы поел я пищи, приготовленной красавицей Карасэс, скорей бы выздоровел. Пусть она испечет мне хлеба.
Вернувшись, сказал Ерэнсэ жене, чего хан требует. А жена не растерялась, сцедила немного молока из своей груди и замесила на нем тесто, испекла хлеб и отправила с ним мужа к хану.
Ест царь этот хлеб да похваливает:
– До чего же вкусный! Интересно, что красавица Карасэс добавила в тесто?
Тут Ерэнсэ-сэсэн и раскрыл секрет.
– Ах, – говорит царь, – больше я никакого зла причинять вам не буду. Раз я поел хлеба из теста, заквашенного на молоке красавицы Карасэс, теперь она моя молочная мать, а я ее молочный сын.
Как Ерсэнэ женился во второй раз
У Ерзнсэ-сэсэна померла жена. Родственники стали по обычаю сватать ему овдовевшую жену старшего брата. Не желая перечить им, Ерэнсэ заключил с нею брак. Через некоторое время один из братьев и спрашивает у него:
– Ну как, Ерэнсэ, поживаешь с новой женой?
– Да уж так и живем: днем вдвоем, а ложимся – вчетвером.
– Это как же так?
– А вот так. Она о своем бывшем муже думает, а я своей бывшей жене, – отвечает Ерэнсэ.
Как Ерсэнэ избавил одного бедняка от наказания
Как-то один бедняк занял у бая фунт муки.
– Уговор такой: не вернёшь в означенный срок, отрежу полфунта мяса с тебя самого, – говорит бай.
– Ладно, – соглашается бедняк.
Но получается так, что в срок долг вернуть не удается. Бай привлекает бедняка к суду, который поручается Ерэнсэ. Выслушав претензии богача, Ерэнсэ обращается к бедному:
– Верно ли говорит бай?
– Верно, – отвечает бедняк.
Ерэнсэ поворачивается к баю.
– Бай, твоя, выходит, правда. Можешь отрезать кусок мяса с него самого...
Бай, удовлетворенно подкрутив усы, вытаскивает из-за пояса нож. В этот момент Ерэнсэ продолжает:
– Но в согласии с уговором ты должен отрезать ровно полфунта, не больше, не меньше! В противном случае придётся тебя самого привлечь к ответу!
– Да нужны мне больно твоя мука и твоё мясо! – ответил бай, пряча свой нож, и удалился восвояси.
#фольклор #башкиры #сказки #анекдоты #юмор