Название города Казань чаще всего объясняют словом казан: мол, когда-то там был врыт в землю огромный казан, где без огня закипела вода. Но недавно мне встретилось другое объяснение: возможно, название Казань можно возвести к слову каз – по-татарски «гусь».
Считалось, что в стародавние времена гусь был у татар был священной птицей. Причем особенно почитаемой была мать-гусыня – Ана Каз.
С гусями связано множество мифов и легенд.
Гусь (вообще водоплавающие птицы: утки, лебеди и гагары, иногда пеликаны и др.) в древних мифах часто служили этакими связниками между разными мирами: землей (они же могут ходить по земле), водой (плавают) и небом (летают). Сюжеты, связанные с этими птицами, присутствуют в мифах разных народов. Не буду писать о древних греках или египтянах, расскажу только о некоторых мифах и обычаях наших, российских народов и иногда советских).
Гусь
Некоторые сибирские народы почитали божество – «гусиный дух», считая, что он ведает судьбой.
Среди русских жителей Севера на избах изображали гусей в качестве оберега от несчастий.
Для якутов и остяков гусь был богом птиц и птичьего промысла.
Нганасаны и телеуты считали гусей помощниками шаманов.
Гусь для угров и других народов, проживающих на восточных склонах Урала, был священной, неприкосновенной птицей.
Гагара
Гагары особенно почитаются у северных народов. У тунгусов гагара была божеством воды. Есть легенда, что первый шаман Дох, падая с неба на землю, обернулся гагарой . Люди не узнали его и забросали камнями.
Известна киргизская легенда про гагару. В нее превратилась бедная мать, отчаявшаяся найти своего погибшего сына. Киргизы считали, что огарью или красной уткой стала сноха пророка, осмелившаяся выкупаться в запретном озере.
Утка
У коми в старину было строго запрещено весной стрелять уток и собирать их яйца.
По марийской легенде утка — родительница мира. Именно она стала женой великого бога грома Укко и снесла огромное яйцо — землю. У марийцев есть легенда, что утки, летевшие на отмель, повели народ за собой во время потопа и тем спасли его от гибели.
Калмыки называли самой священной среди всех птиц красную утку.
Качинцы полагали, что утка — бог неба.
Орочи полагали, что от утки пошли первые люди.
Чирок, кулик и бекас
Эвенки, помимо гагары, считали священными птицами чирка, кулика и бекаса.
Казарка
Долгане (жители Таймыра) не имели права убивать краснозобую казарку.
Лебеди
Многие народы особенно поклонялись лебедям – это и правда, красивые, сильные и гордые птицы.
Так хоринские буряты считали лебедя тотемом своего рода. Весной они встречают лебедей чаем и молоком.
Похожие легенды имеют остяки, зыряне, эвенки, буряты, селькупы, народы Прибайкалья.
У татар бытовало поверье: «Кто убьет лебедя, с тем несчастье будет».
Лебедя не употребляют в пищу гиляки, ханты, якуты. Не убивают этих птиц кумандинцы, чеканцы, тувинцы, зыряне, остяки.
По легендам угров и кумандинцев, лебедь когда-то был человеком .
Очень много легенд связанных с утками, лебедями и пр., у славянских народов. Священными считались эти птицы и у многих народов за пределами России.
Почитание птиц проявлялось по-разному: люди отказывались принимать их в пищу, охраняли места обитания, использовали их перья, например, в шаманских обрядах, создавали культовые изображения и др.
Широко встречаются эти птицы в народных сказках, песнях, пословицах и поговорках.
Вообще, конечно, я отразила только маленькую часть этой темы. Она гораздо шире, чем предполагают рамки публикации в Дзен.