Опубликованный на канале «Блоговест» рассказ «Чем строевой летчик отличается от летчика-инструктора» неожиданно вызвал некоторый читательский ажиотаж. Но в отдельных комментариях посетителей канала из инструкторской авиационной среды неожиданно для меня, как автора, легко читается обида. Вроде как я позволил себе сравнивать летный состав совершенно разных авиационных специальностей, и сравнение, по мнению некоторых читателей, якобы, оказалось не в пользу ШКРАБов, как в СССР называли летно-инструкторский состав учебных авиационных полков!
Кто найдет время прочитать названный выше рассказ, без труда увидит в нем лишь повествование о нестандартном с точки зрения постулатов Курса учебно-летной подготовки подходе пришедшего в УАП из строевой части летчика к процессу летного обучения курсантов.
И все!
А за словами заголовка для некоторых читателей осталось, почему-то, не замеченным ярко выраженное автором в повествовании уважение к пилотам, поставившим нас, желторотых курсантов, на крыло и, как принято говорить в таких случаях, открывшим нам дорогу в небо! И выраженное им сожаление, что о ШКРАБах мало говорят, а еще меньше пишут. А ведь без их тяжелейшего труда просто не было бы ВВС! Вспомнить хотя бы очень популярную в наше время прибаутку о двух деревянных деталях самолета…
И я благодарен посетителям канала «Блоговест», поддержавшим меня в своих комментариях и разделившим авторскую точку зрения.
Не обвиняй меня, мой уважаемый читатель, в том, чего я не делал: и в мыслях не было сравнивать, и тем более противопоставлять, две, несмотря на свою схожесть, совершенно разные летные специальности, как нельзя сравнить или противопоставить бриз и пассат, море и океан. У каждого явления свое предназначение и без одного не может быть другого!
Владимир: «Я шкраб Хвваул)) ребята... моё мнение шкраб настоящий это второй папа. У меня такой был. Выпускник Борисоглебского 76-го года. Владимир Иванович Дорофеев. Благодарен ему за свою судьбу, за то что сделал меня летчиком. И не просто летчиком, а инструктором. Надеюсь и я ребятам судьбы не поломал».
13 пилот: « Так чем же они отличаются? По мне: только натренированностью в разных видах подготовки. Строевые больше летали на боевое применение. Шкрабы - на ТП. Думаю, что отличия появлялись лет через десять. У строевого развивалось тактическое мышление. Но вряд ли это что-то определяло».
КСергей: «По моему личному мнению летать не учат, летать учатся. Хороший инструктор должен уметь 3 вещи:
1. вовремя отпустить управление
2. вовремя прекратить подсказывать
3. Вовремя вмешиваться в управление (исключительно только для предотвращения возникающего летного происшествия).
Пока я думал, что меня учат у меня получалось плохо, вот когда я решил попробовать делать все сам, как вижу и считаю я, вот тогда дело пошло. И еще, я понял, что можно не боятся пробовать, тот кто сзади и подскажет и самое главное подстрахует».
Да, в строевых полках все иначе: иные допуски, задачи, программы обучения, матчасть, в конце концов... Но если на пути пришедшего с гражданки мальчишки не встретится ШКРАБ, способный понять его психологическую сущность, побороть его страхи и раскрыть его летные способности – ему не будет суждено познать это самое «иное»!
А потому, спасибо уважаемым читателям, тему не заслуженно забытых ШКРАБов мы, надеюсь, вместе обязательно продолжим, и, что в наших силах, восстановим несправедливость недооценки труда наших «поводырей» в небо!