СОСТОЯНИЕ ЯПОНСКОГО ФЛОТА НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
К началу 20-го века экспансивная политика на Дальнем Востоке и России, и Японии привела к серьезному столкновению интересов этих государств. Все более очевидной становилась вероятность войны, и стороны начали подготовку к боевым действиям. Так как Япония – островное государство, в этой будущей войне очень важной становилась роль военно-морского флота. И если российский флот к началу нового века подошел с устаревшим опытом времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг., то японские моряки не так давно победно завершили японо-китайскую войну 1894-1895 гг. Эта победа принесла Японии как пополнение в виде ряда трофейных китайских кораблей, так и опыт боевых действий в новых условиях, на новейшей технике. Полученный боевой опыт позволил японцам, которые за неимением броненосцев использовали в морских баталиях с Китаем в основном быстроходные крейсера со скорострельной артиллерией, сделать два очень важных вывода. Тяжелые схватки с китайскими броненосцами убедили японцев в необходимости применения для эскадренного боя хорошо бронированных кораблей; однако в то же время они осознали и полезность в таком бою быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, используя средства, полученные в виде контрибуций от побежденного Китая, а так же англо-американские кредиты.
Японские морские стратеги на основании опыта войны с Китаем разработали новую доктрину ведения войны на море. В соответствии с ней в японском флоте для эскадренного боя была принята 6-корабельная тактическая организация - так называемый флот «6-6». Основное боевое ядро флота должен составить отряд из шести эскадренных броненосцев; но его необходимо дополнить скоростным отрядом из шести броненосных крейсеров. Этот более быстроходный отряд в бою будет исполнять роль авангарда, и самостоятельным маневрированием или охватывать голову противника, или создавать численное преимущество на отдельных участках сражения.
В отличие от русского флота, в котором в одном строю находились корабли разных лет постройки и разных технических характеристик, японцы накануне войны создали современный флот, все броненосцы и броненосные крейсера которого были полностью совместимыми в пределах своего отряда. В каждом отряде корабли имели аналогичные ходовые и маневренные элементы, а также стандартизированные калибры орудий (305-мм и 152-мм для броненосцев, 203-мм и 152-мм для броненосных крейсеров). Это упрощало снабжение кораблей боезапасом и облегчало управление стрельбой в бою. А вот для более легких бронепалубных крейсеров, истребителей и миноносцев, от которых ожидался не линейный бой, а частое маневрирование на больших скоростях, приняли более гибкую 4-корабельную тактическую организацию. Составы отрядов, корабли которых имели хорошую практику совместного плавания, в ходе войны 1904-1905 годов по возможности не изменялись, за исключением замены погибших или надолго вышедших из строя. Правда, реалии войны показали, что избранное японскими стратегами соотношение «6-6», отлично показавшее себя в эскадренных баталиях, все же слишком мало для крейсерской деятельности на обширном морском театре. Поэтому время от времени, когда не намечалось крупное столкновение эскадр, некоторые броненосные крейсера временно придавались легким крейсерским группам, гонявшимся за российскими эсминцами Порт-Артурской эскадры и крейсерами Владивостокского отряда, которые наносили серьезный ущерб японскому транспортному судоходству.
Еще одним новшеством японской тактической организации стало расположение младших флагманов двух основных боевых отрядов на концевом корабле, в отличие от русского флота, где младший флагман находился в середине колонны. Это давало японцам возможность в ходе боя производить повороты «все вдруг» на 16 румбов (180°) при сохранении адмирала на корабле, становившимся головным, что устраняло путаницу в командовании. Боевой устойчивости при такой смене флагмана 1-го и 2-го отряда способствовало то, что их концевые корабли по мощи огня и броневой защите не уступали головному. После гибели двух броненосцев в мае 1904 года концевыми кораблями 1-го отряда японцам пришлось поставить новые броненосные крейсера. Хорошая поворотливость этих флагманских кораблей придавала японской колонне исключительную гибкость при фланговых маневрах. В русском же флоте самые сильные и быстроходные корабли ставились во главу колонны, а более слабые и тихоходные - в конец. Ведь из-за отсутствия практики совместного маневрирования самым простым способом сохранить строй считалась передача командования следующему за флагманом кораблю.
Так как судостроительная промышленность Японии не отличалась большой мощностью, все крупные корабли (кроме трех бронепалубных крейсеров) и большая часть миноносцев строились за границей. Это позволило японцам получить флот, в котором были учтены последние достижения военно-морской техники. Но, хотя программа создания флота «6-6» была выполнена досрочно, закладка Россией новых кораблей для Дальнего Востока заставила в 1903 году и Японию заказать дополнительно еще 3 броненосца, 3 броненосных, а также 2 бронепалубных крейсера. Тем не менее, в начале 1904 года, учитывая, что русская программа строительства новых броненосцев еще далека от выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности своих последних кораблей. Правда, в качестве экстренной меры они успели купить в Италии два построенных для Аргентины броненосных крейсера. Но эти корабли прибыли в Японию уже после начала военных действий; тем не менее, их вступление в строй флота Микадо еще больше увеличило преимущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и Владивосток.
СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ФЛОТА И ЕГО КОМАНДОВАНИЕ
К началу Русско-Японской войны - к 27 января (по новому стилю 9 февраля) 1904 года – Россия имела на Дальнем Востоке довольно значительные морские силы. В Порт-Артуре (главной российской дальневосточной военно-морской базе) находилась Тихоокеанская эскадра Балтийского флота, состоявшая из отрядов броненосцев, крейсеров, эскадренных миноносцев и обеспечивающих действия боевых кораблей вспомогательных судов. На Владивосток базировался отдельный отряд крейсеров. Кроме того, в разных портах Китая и Кореи находились крейсеры и канонерские лодки Сибирской флотилии, выполнявшие роль стационеров (сторожевых и полицейских судов в колониальных портах). После объявления войны все русские морские силы на Дальнем Востоке были переформированы в Объединенный флот Тихого океана. А в апреле 1904 года, когда в Петербурге было принято решение о формировании и отправке на помощь Тихоокеанскому флоту дополнительных военно-морских сил, находящаяся в водах Дальнего Востока эскадра стала именоваться «Первой эскадрой флота Тихого океана».
С 1902 года командующим Объединенным флотом Тихого океана, в реальности «распочковавшимся» на Владивостокский крейсерский отряд и на Порт-Артурскую эскадру, был адмирал О.В. Старк. Но он 1 (14) февраля 1904 был снят с должности за нераспорядительность и за то, что «проспал» нападение японцев. Тем не менее, Старк руководил флотом еще месяц, пока в самом конце февраля дела не принял прибывший в Порт-Артур из Петербурга энергичный и активный адмирал С.О. Макаров, который еще задолго до начала войны предупреждал о возможности нападения японцев на Порт-Артур. При Макарове деятельность эскадры заметно оживилась; однако он руководил флотом всего месяц: в конце марта Степан Осипович погиб. После этого в руководстве флота и эскадры началась неразбериха. Должности командующего флотом и командующего Порт-Артурской эскадрой (до этого совмещенные) разделились. Командующими Тихоокеанским флотом посменно были: адмирал Н.И. Скрыдлов, затем – адмирал И.И. Бирилев; а Порт-Артурской эскадрой теперь руководили: сначала генерал-адмирал Е.И. Алексеев, затем – адмирал П.А. Безобразов, потом адмирал К.П. Иессен. Причем и Скрыдлов, и Бирилев находились далеко от района боевых действий – в Петербурге, и фактически являлись командующими только по официальным бумагам, в реальности никак не влияя на ход событий на Дальнем Востоке. «Порт-Артурские» же адмиралы в Порт-Артуре тоже отсутствовали. Безобразов и Иессен находились во Владивостоке, откуда им руководить блокированной 1-й эскадрой было, мягко говоря, затруднительно (Иессен до назначения командующим 1-й эскадрой очень неплохо командовал действиями Владивостокского отряда крейсеров). Алексеев же, являвшийся фаворитом императора, вообще находился на особом положении (предполагается, что он был внебрачным сыном Александра II , а значит, приходился Николаю II дядей). Параллельно с должностью командующего 1-й эскадры генерал-адмирал Алексеев занимал еще и должность командующего всеми сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке (!), и разрывался в предоставленных ему богатых возможностях реализации своих амбиций между флотом и сухопутной армией. Понятно, что при такой «непосильной нагрузке» ему было не до прямого руководства действиями Порт-Артурской эскадры. Так что в реальности 1-й эскадрой командовали вовсе не перечисленные выше адмиралы, а «временно исполняющие должность» - офицеры, непосредственно находившиеся на кораблях в Порт-Артуре. Реальными руководителями Порт-Артурского флота поочередно становились флагманы отряда броненосцев: с апреля по конец июля – адмирал В.К. Витгефт, в августе – адмирал П.П. Ухтомский, с сентября – адмирал Р.Н. Вирен.
Начало войны с Японией для беспечного российского флота было неудачным: внезапной ночной торпедной атакой на Порт-Артурскую эскадру японцы повредили и вывели из строя два новейших броненосца и крейсер. За последующие три дня из строя выбыли еще 5 русских кораблей (2 погибли в Чемульпо и 2 на минах, 1 корабль был блокирован японцами в нейтральном порту и разоружился). В результате этих потерь 1-я Тихоокеанская эскадра стала уступать в силах японскому флоту. Для исправления положения из Петербурга в Порт-Артур и был послан талантливый адмирал С.О. Макаров, запоздало назначенный новым командующим эскадрой. С его приездом начался ускоренный ремонт поврежденных кораблей и активная деятельность легких сил флота. Однако, как уже говорилось выше, «Порт-Артурская весна» продолжалась не долго: 31 марта Макаров погиб на подорвавшемся на японской мине броненосце «Петропавловск». Новое же командование эскадры, находившееся далеко от Порт-Артура, имело весьма смутное представление о сложившемся положении, а «временно исполняющие должность» младшие флагманы, не располагая всей полнотой власти и опасаясь ответственности, повели себя крайне пассивно, фактически передав инициативу войны на море флоту противника…
Классификация кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры
В 1-ю Тихоокеанскую эскадру входили корабли всех имевшихся на тот момент боевых классов: эскадренные броненосцы, броненосные крейсеры, бронепалубные крейсеры 1-го и 2-го рангов, эскадренные миноносцы, малые миноносцы, канонерские лодки и минные заградители; имелись так же вспомогательные крейсеры, переоборудованные в военные из гражданских судов.
Все русские броненосцы имели хорошую защиту: броневой пояс корпуса по ватерлинии, бронированные артиллерийские казематы, орудийные башни и командные рубки. Водоизмещение броненосцев Порт-Артурского отряда колебалось в рамках от 11.000 до 13.000 тонн. Броненосные крейсеры (базировавшиеся на Порт-Артур и Владивосток) несли броню по той же схеме, что и броненосцы (только более тонкую); их водоизмещение колебалось от 8.000 до 12.500 тонн. Бронепалубные крейсеры русского флота делились на 1-й и 2-й ранги. Крейсеры 1-го ранга Тихоокеанской эскадры имели водоизмещение от 6.000 до 7.000 тонн, а 2-го ранга – от 3.000 до 4.000 тонн (старые крейсеры 2-го ранга, переведенные в учебные корабли, вообще не превышали 1.500 тонн). Торпедоносные силы российского Тихоокеанского флота были представлены находившимися в Порт-Артуре эскадренными миноносцами водоизмещением от 240 до 350 тонн. Кроме того, во Владивостоке и Николаеве базировались старые малые миноносцы водоизмещением от 24 до 200 тонн. Эти малютки, способные действовать только у берегов, даже не имели названий; они обозначались номерами, и предназначались для обороны портов (поэтому в боях «номерные» практически не участвовали). Минно-тральные силы флота были представлены 2.500-тонными минными транспортами и 400-тонными минными крейсерами. Канонерские лодки, в мирное время игравшие роль стационеров, во время войны занимались обороной военно-морских баз и артиллерийской поддержкой действовавших на побережье сухопутных войск. Их водоизмещение обычно находилось в пределах 1.000 – 1.500 тонн. Вспомогательные крейсеры обычно переоборудовались из скоростных пассажирских пароходов; поэтому они, как правило, были больших размеров и значительного веса (так, Порт-Артурские «вспомогачи» имели водоизмещение от 10.500 до 12.000 тонн).
Броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры
Броненосные корабли японского флота
Порт-Артурские крейсера
Японские крейсера 1-й и 2-й эскадр
Японские крейсеры 3-й эскадры
Японские миноносцы
Владивостокский отряд крейсеров
Владивостокский отряд подводных лодок
Русско-японская война: создание и поход 2-й Тихоокеанской эскадры
Русско-японская война: броненосные отряды 2-й Тихоокеанской эскадры
Русско-японская война: крейсеры, миноносцы и «вспомогачи» 2-й Тихоокеанской эскадры
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.