Софья Черторыжская, фрейлина двора Екатерины II, бросилась перед императрицей на колени:
- Ваше Величество, умоляю, позвольте родить, я готова понести какое угодно наказание, только позвольте…
Роман, вспыхнувший между фрейлиной и наследником престола, начавшийся с благословения императрицы, закончился беременностью Софьи. И теперь она боялась, что от ребенка придется избавиться. Ответ императрицы был неожиданным…
Несколько месяцев назад:
Здоровье цесаревича всегда вызывало беспокойство у медиков, а летом 1771 года он и вовсе тяжело заболел. Императрица Екатерина II и граф Никита Панин не отходили от больного, — и при этом опять поползли слухи о том, что если умрёт великий князь, наследником будет провозглашён незаконнорожденный сын Екатерины II и Григория Орлова Алексей Бобринский (о его судьбе я писала в статье https://zen.yandex.ru/media/id/6024542cef4973750ff1112b/chujoi-sredi-svoih-aleksei-bobrinskii--nezakonnorojdennyi-syn-ekateriny-velikoi-6059bd8a02c2e47215bb23e6 ).
Поскольку в России не было закона о престолонаследии, точно определяющего возраст совершеннолетия, было неясно, с какого момента Павла можно считать вышедшим из детства. Очевидно, что вряд ли удастся отложить этот момент надолго после его 18-го дня рождения в октябре 1772 года (в этот период Екатерине необходимо было остерегаться попыток возвести Павла на престол, ведь для многих она все еще оставалась иностранкой, узурпаторшой, мужеубийцей, любовницей своего подданного).
Болезнь, с которой молодой организм цесаревича не мог справиться в течение нескольких месяцев, всерьез обеспокоила императрицу и заставила задуматься над вопросом престолонаследия.
Как только придворные медики заявили, что жизнь Павла Петровича вне опасности, дипломатам, находящимся на русской службе заграницей, поставили задачу: «искать подобающих невест среди Европейских дворов» (преимущественно немецких). Екатерина остановила выбор на двух претендентках – Софии-Доротеи Вюртембергской и Вильгельмине Гессен-Дармштадтской. Правда, Софии было всего тринадцать. Оставалась Вильгемина.
В Пруссии давно ждали гонца, но Екатерина не спешила приглашать невесту на смотрины. Императрица сомневалась, что «брак Цесаревича, вследствие слабости его здоровья, упрочит порядок престолонаследия в государстве». Проще говоря, Павел Петрович должен был доказать, что он способен произвести наследника. Испытать силу своих прелестей над сердцем Великого Князя было поручено придворной фрейлине – 25-летней Софье Черторыжской, Павлу Петровичу на тот момент было 17.
Софья Степановна Черторыжская была дочерью Степана Федоровича Ушакова – Новгородского, а потом Петербургского губернатора и сенатора. Она уже успела побывать замужем за генерал-майором Михаилом Петровичем Черторыжским (не княжеского рода), флигель-адъютантом Петра III. Брак был недолгим, муж, слабый здоровьем, скоро умер от чахотки, детей у них не было. При дворе Софья была известна щегольством, любовью к светским развлечениям и имела репутацию «маленькой метрессы» - всеобщей любимицы. Любовное испытание Павел Петрович прошел успешно.
На новость о беременности фрейлины, Екатерина отреагировала неожиданно мягко, и в 1772 году у Софьи родился сын, которого назвали Семён Афанасьевич Великий. Императрица сразу забрала ребенка себе на воспитание. Пусть и незаконнорожденный, но потомок династии Романовых мог стать грозным оружием в руках заговорщиков.
До восьми лет мальчика воспитывали в личных покоях императрицы (в отличие от Бобринского). Екатерина не хотела отдавать внука матери, но в итоге все же отдала. Может вспомнила свою историю, когда в 1754 г. новорожденный Павел был тотчас взят у нее императрицей Елизаветой Петровной, которая решила сама воспитать наследника.
«В 1780 году его поместили в лучшее тогда петербургское училище, Петровскую школу, с приказанием дать ему наилучшее воспитание. Чтобы он не догадался о причине сего предпочтения, дали ему в товарищи детей неважных лиц; с ним наравне обучались: сын придворного камердинера, сын придворного аптекаря и сын придворного портного". По окончании курса наук в школе, поступил в Морской кадетский корпус, был выпущен мичманом. Затем служил на флоте, принимал участие в войне со шведами, где смог отличиться. После морского сражения 22 июня 1790 года Семёна Великого послали с донесением к Екатерине II. Говорят, что при встрече Императрица, не видевшая внука 10 лет, воскликнула: «Каков молодец!!!».
1 июля 1790 года императрица произвела Семена Великого в капитан-лейтенанты флота. 17 октября 1793 года вышел указ Адмиралтейств-коллегии, по которому Семен вместе с группой других морских офицеров был отправлен в Лондон к чрезвычайному послу графу С.Р. Воронцову для поступления на службу в английский флот. Но до Британии Семен Великий не добрался. Согласно данным Морского министерства, английский корабль «Вангард» («Vanguard»), на котором он следовал, 13 августа 1794 года потерпел крушение во время страшного шторма близ Антильских островов. Семен Великий погиб, официально он считался пропавшим без вести…
А что же Софья?
Вскоре после рождения сына Софья вышла второй раз замуж за графа Петра Кирилловича Разумовского , обер-камергера, второго сына гетмана.
Она была на пять лет старше мужа, и граф Кирилл Григорьевич Разумовский сильно противился этой свадьбе, недолюбливал свою невестку, которую называл «картуазною бабою» . Однако супруги нежно любили друг друга и жили очень дружно. Графиня жила с мужем почти беспрерывно за границей: в Италии , Швейцарии , Голландии , а также в Париже и на юге Франции .
При восшествии Павла I на престол Разумовские вернулись в Петербург и поселились на углу Набережной и Гагаринской улицы, в своём доме. Вскоре по приезде в Россию, 26 сентября 1803 года графиня София Степановна скончалась от чахотки.
На ее могиле безутешный супруг воздвиг величественный саркофаг из белого мрамора, украшенный головами медуз и плачущей женской фигурой.
На памятнике была высечена эпитафия:
- «Во мраке веры ты Спасителя любила,
- Любила ближнего, порочных не судила,
- Любила ты меня, любила всех людей,
- Любовь к Спасителю был свет твоих путей».
Вот такой была судьба одной из светских красавиц, "маленькой метрессы" Екатерининского двора, графини Софьи Разумовской, матери первенца Павла I.
Изображения, использованные в статье, взяты из свободных источников.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и мы обязательно увидимся где-нибудь еще!!!
Лайки помогают развитию канала!!!
Интересный материал о судьбе русских усадеб и их владельцев можно прочитать здесь:
https://zen.yandex.ru/id/6024542cef4973750ff1112b