Репрессии 1937-38 годов в стране Советов коснулись и множества сотрудников НКВД. Начальник Дальневосточного управления наркомата внутренних дел Генрих Люшков(38 лет) продержался на своем посту до лета 1938 -го года, благодаря своим связям в верхах ведомства. Но и он уже почуял беду над своей головой и, сидя вдалеке от Москвы, нашёл наилучший для себя выход в сложившейся ситуации.
Занимая должность комиссара госбезопасности 3-го ранга и будучи высокопоставленным чекистом Люшков имел доступ к различным пограничным районам на Дальнем Востоке страны. Люшков решил в начале июля 1938-го года устроить инспекционные поездки по погранотрядам. Он уже видел .что вокруг него за последнее время десятки чекистов Дальнего Востока были арестованы, и поэтому, опасаясь за свою жизнь, придумал хитрый план побега из страны.
Тринадцатого июля, в пять часов утра, Люшков вместе с проверяющими дозоры выехал на участок одного из погранотрядов. Когда все проверяющие разошлись ,а шофер в машине слегка задремал,Люшков покинул автомобиль и зная заранее направление перешёл границу, попав на территорию Маньчжоу-Го. Там его и захватил пограничный наряд японской армии, орудовавшей на территории Китая в то время.
Люшкова ,как перебежчика доставили в разведотдел штаба Квантунской армии, где с ним плотно работали разведчики японцев после чего его вывезли в Японию. Люшков добровольно согласился сотрудничать с японцами. В японской прессе поднялась большая шумиха по поводу такого "большого карася" попавшегося в сети японских военных по собственной воле. Для того ,чтобы отвлечь внимание от Люшкова, военное министерство распустило слухи,что после всех показаний Люшков как не представляющий больше ценность специалист отправлен в Европу.
Но на самом деле, управление японского Генштаба активно планировало и разрабатывало дерзкую операцию по покушению на Сталина.
Продуманный побег Люшкова , испытывавшего к Сталину вполне враждебные чувства из-за краха карьеры, делало такую операцию вполне реальной!
Начальник японского Генштаба, вместе с кураторами, вскоре утвердил операцию, придав ей кодовое название "Медведь".
Была сформирована спецгруппа из семи человек, в которую помимо Люшкова вошли члены белоэмигрантского "Союза Русских Патриотов" основанного в Маньчжурии. Главными за подготовку с японской стороны были полковник Утагава и его помощник Хасэбэ.
В группу входили: Николай Лебеденко, председатель "СРП"; Леонид Махлак. зампредседателя "СРП"; Борис Безыменский, переводчик работавший в разведотделе Квантунской армии; а так же некие Сурков,Зеленин и Смирнов.
По плану,подсказанному Люшковым , покушение на "вождя всех народов" предполагалось провести в Сочи. Сталин любил отдыхать в Мацесте, а Люшков будучи ранее начальником Черноморского управления НКВД, знал слабое звено в охране.
Группа Люшкова тренировалась совершить покушение в ванном корпусе на даче Сталина в Мацесте. При тренировках, в девяти случаях из десяти охрана не успевала среагировать и принять контрмеры.
Руководство операцией "Медведь" наконец было убеждено,что всё пройдет успешно, и дело двинулось вперёд.
В самом начале январе 1939 г. Люшков вместе с группой, сопровождаемый Хасэбэ прибыл в г.Дайрен, отсюда на пароходе необходимо было отплыть в Италию. В городской гостинице были сняты номера на время ожидания парохода для всех членов группы. Секретность соблюдалась. но случилось так .что в отеле вдруг служба безопасности задержала китайца у которого обнаружилась странная записка написанная на русском: "Следите за нами.Лео." Правда китаец сумел вывернуться и убежать. И выявить по горячим следам,кто же такой Лео не удалось -маховик истории уже был запущен. Группа вскоре отплыла на японском пароходе в Европу.
17-го января пароход прибыл в Неаполь. Тут его встретил военный атташе из японского посольства в Берлине, который вручил всем включенным в группу визы в Турцию и на пароходе "Таллес" конспираторы отправились по маршруту Неаполь - Стамбул далее.
При подходе к Стамбулу пароход встретил водный катер с японским представителем , и подобрав "группу спецов", отвез их всех на берег в невзрачную гостиницу.
Согласно плану группе предстояло перейти советско-турецкую границу у небольшого селения Борчка, где в глубь советской территории уходила вдоль незаметной речушки глубокая расселина не охраняемая пограничниками.
24-го января группа в полном снаряжении прибыла в с.Борчка.
В семь часов вечера трое диверсантов вышли в направлении границы. Через час , следом, должны были уйти остальные четверо.
Перед границей группа должна была соединиться и стремительно перейти на ту сторону.
Всё шло по плану штатно. До границы добрались без происшествий, в сопровождении Хасэбэ и военного атташе Японии ив Стамбуле господина Арикуры. Группа диверсантов перешла границу и двинулась по восточному скалистому берегу реки к советской территории. Как только группа углубилась в расселину, оттуда донеслись выстрелы из пулемётов и винтовок. Сурков ,Лебеденко и Махлак были сражены пограничниками наповал. Остальные стремительно отправились в бегство. И только этим и спаслись.
Стало понятно,что кто-то предупредил пограничников и операция "Медведь" провалилась. Остатки группы срочно покинули с.Борчка , и военный атташе Арикура отправил из порта Хопа по дороге в Стамбул, телеграмму в Берлин: "Сакура опала". Это означало провал операции.
Остатки группы быстро выехали в Стамбул , а затем и в Берлин.
Оттуда уже они перебрались в Харбин и далее. Генрих Люшков работал на японскую разведку вплоть до августа 1945-го года там же на Дальнем Востоке, пока не попал под жернова ликвидации своим новыми же хозяевами.
Из служебного расследования провала операции "Медведь".
"...В записке китайца из отеля было написано: "Следи за нами". Это означает ,что Лео находился среди русских. Если его там не было бы , то записка была бы такой: "Следи за ними"...
На пароходе по пути в Европу никто с русскими в контакт не вступал.
Далее тоже никаких контактов не наблюдалось вплоть до перехода границы.
После истории с запиской в отеле группу проверили. Леонида Махлака - особо. Ничего не обнаружено.
В досье на всех участников отмечается,что на руке у Безыменского есть наколка в виде льва.
Ещё на пароходе в Европу плыл турок . который расстелив шкуру льва торговал разными безделушками.в контакт ни с кем не входил.
В Стамбульской гостинице, когда группа размещалась там, к портье подходил мальчик с игрушкой в виде льва.
На пароходе из Стамбула в Хопу был англичанин -фотограф и у него был чемодан с наклейкой льва.
...Безыменский курит самодельные папиросы. Если Лео - это Безыменский, то он мог оставлять записки о себе в окурках которые выбрасывал. "
* * *
Так закончилась операция "Медведь". "Охота" на Сталина не удалась.