В статьях канала о произведении М. Булгакова "Мастер и Маргарита":
мы раскрывали некоторые основы этого великого и сложного произведения. В этой статье раскроем еще несколько аспектов философии русского религиозного философа Владимира Соловьева через литературные приемы и образы романа М. Булгакова.
I аспект - о нравственной идее в обществе и государстве
В философии В. Соловьева уделяется внимание нравственной идее в обществе и государстве для того, чтобы общество могло жить достойно: одного слова, то есть, христианской идеи, недостаточно для нравственного устроения мира в статье канала:
Нужна пирамида социального и государственного устройства:
- нравственная идея;
- закон, основанный на идее;
- суд, закон.
Но в романе М. Булгакова показывается, что нравственной идеи в государстве как раз и нет:
Воланд: «Чего ни хватишься, ничего нет! - ни нравственности, ни закона, ни суда. Только полиция, и в Москве, и в Ершалаиме».
Кот: «Паспорт! Каким отделением выдан документ?» (дьявол пародирует полицию).
II аспект. Вопрос о насилии в государстве
Отсутствие нравственного закона в государстве приводит к насилию. Но насилие бывает разное. В. Соловьев говорит: «Насилие в нашем мире бывает трех родов:
- насилие зверское, которое совершают убийцы, разбойники, деторастлители;
- насилие человеческое, необходимо допускаемое принудительностью организации общества;
- насильственное вторжение внешней общественной организацией в духовную сферу человека с лживой целью ограничения внутренних благ - род насилия, который всецело определяется злом и ложью, а потому по справедливости должен быть назван дьявольским» .
В. Соловьев считает, что если государство вторгается в духовную сферу человека и общества, то такое насилие он называет дьявольским. Поэтому у М. Булгакова в Москве появляется дьявол, и он не хуже того общества, в котором погибает Мастер.
У М. Булгакова: автор показывает, что гибель Иешуа и Мастера происходит под прессом «дьявольского насилия».
Если в мире появляется дьявольское насилие, то мир постепенно превращается в ад. В своей монографии "Понятие «переходная эпоха» как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте" автор раскрыл метаморфозу, происшедшую с человеком в истории: до 16 века ад изображался под землей. Данте спускался в ад, его не было на земле. Теперь ад изображается на земле: "Первый связал тему пороков с явлениями реальной человеческой жизни Иеронимус Босх, в этом смысле, ставший прямым предшественником П. Брейгеля. Выступив в начальные годы своей творческой деятельности с одними из самых ранних в Нидерландах, казалось бы, чисто жанровыми изображениями, И. Босх в символической форме воссоздал в них тему семи смертных грехов" (С. 184). В. Соловьев: «Лежащий мир во зле до времени превратился в ад».
Михаил Булгаков развивает мысль о мире, превратившемся в ад и говорит о том, что в таком мире мораль не может быть одной для всех:
М. Булгаков: в аду мораль особая - две этики в стране 1930-х годов - для творцов и для обывателей. Невозможна мораль общая для всех. В безнравственном мире нельзя требовать от людей нравственного поведения иные требования предъявляются творцам, ответственными перед историей.
III аспект. Искажение учения Иисуса Христа
Мир превращается в ад, потому что учение Иисуса Христа, по мысли В. Соловьева, искажается. Идея учителя становится растоптанной. В. Соловьев видел Христа иным, более добрым и светлым. И постоянно повторял, что заветы христианские не исполняются (автор уже писал об искажении учения Христа, о котором говорит А. Камю, в статье канала:
М. Булгаков развивает в романе мысль о искажении учения Иисуса Христа:
М. Булгаков: « Всякая власть является насилием над людьми». « Эти добрые люди ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время».
В. Соловьев считает, что не миф о Марии сдерживал людской организм, а параллельный миф о дьяволе, то есть только образ зла останавливает человека от совершения преступлений. Не христианство преобразовало фаустовского человека, а он сам преобразовал христианство. Люди в массе своей не добры, а потому необходимо «человеческое насилие» хотя бы для защиты истинно добрых людей. На преступников убеждения не действуют. «Приписывать своему слову исключительную силу - болезненное самомнение».
Именно исходя из этой идеи в булгаковской Москве появляется дьявол и, хотя он сам никого не наказывает, но он подталкивает и предсказывает.
М. Булгаков: Иешуа надеется убеждением исправить «холодного и убежденного» палача Крысобоя, но слова не делают Крысобоя лучше.
В. Соловьев: Иисус - его не интересуют земные блага, он «птица небесная».
М. Булгаков: Иешуа не принял намеки Пилата забыть свои слова и работать у него в библиотеке. Он отказался . И теперь историю восстанавливает Мастер при помощи дьявола.
Вывод:
в романе М. Булгакова заложены глубокие и интересные мысли о мире и о нас в этом мире. Произведение можно перечитывать, открывая все новые глубины, слои, смыслы. Великий роман!
Одним из лучших иллюстраторов романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" является Надя Рушева. Надя начала рисовать с пяти лет, в семь лет она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
Литература:
- Публикации канала по близкой тематике:
- Булгаков М. Мастер и Маргарита.
- Бурыкина Н. Понятие «переходная эпоха» как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте. /Н. Бурыкина. Москва:"Спутник+", 2009. С. 184.
- Соловьев, В.С. Оправдание добра. [Текст] / В.С. Соловьев. – Минск: Харвест, 1999. – 910 с.
Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com
#мастер_и_маргарита #м.булгаков_мастер_и_маргарита