Советский Союз был очень силен, но не экономикой, как сегодня меряют государства , а идеей - построить самое справедливое общество на земле, Рай для всех. После распада СССР мы говорим о слабости страны, и главной причиной считаем отсутствие национальной идеи, которая бы нас всех примирила, вновь сделала сильными.
Искусство лучше других отражает менталитет народа. Заметим, что вплоть до XVIII века в России нет портретной живописи, но есть икона и церковный иконостас, как общность святых - чисто русское изобретение. Лишь в XVII веке Федор Ушаков станет родоначальником парсуны - первых попыток живописного изображения своих современников.
Если же проанализировать сюжеты, которые были наиболее любимы и распространены в православной и католической религиозных системах, то это троица и богоматерь. В России, начиная с XIV века, точнее, с периода, когда Сергий Радонежский вводит новый культ с новым каноном изображения троицы - как символа единения Руси, жертвенности его героев в период монголо-татарского господства, молчаливой беседы, молчаливого понимания друг друга - перихоресиса, и начинается изображение небесной троицы: бога-отца, бога-сына, бога-духа святого.
Феофан Грек, Андрей Рублев создают новое изображение Троицы в период раздробленности Руси, междоусобных войн, монголо-татарского ига, тяжелейший период истории нашей страны, когда народ нуждался в национальной идее, которая объединила бы народ и подняла его на борьбу за Родину.
Андрей Рублев вырос в Свято-Троицком монастыре под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), игуменом которого был Сергий Радонежский, заслуживший за свою деятельность благодарность народную, нарёкшую его "игуменом земель русских", обладавшего огромным нравственным авторитетом для тех, кто хотел для Руси свободы и единения. Именно поэтому Дмитрий Иванович, князь Московский пришел к нему за благословением перед Куликовской битвой. Сергий Радонежский, будучи уже немощным, послал на поле Куликово монахов Свято-Троицкого монастыря Андрея Ослябу и Александра Пересвета, которые героически погибли в этом сражении за свободу Родины. Все эти события сильно повлияли на подростка Андрея Рублева.
Поэтому идеи единения, святости Родины, подвига, понимания друг друга, жертвенности - все эти идеи выразил Андрей Рублев в своей "Троице".
Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви.
«И явился ему (Аврааму-авт.) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока, и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».
Рассмотрим детали иконы Андрея Рублёва «Троица», её символы и что эти символы означают.
Символ 1. Чаша
Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши
Символ 2. Голова тельца. Символ жертвенности Бога Сына.
Символ 3. Бог Отец.
По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера,
«ОТЕЦ как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо».
Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя:
«Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?»
Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
Символ 4. Лазурные одежды.
Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
Символ 5. Скипетр.
Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
Символ 6. Дух Святой.
В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.
Символ 7. Алые одежды.
Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
Символ 8. Здание.
Здание символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа. За первым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».
Символ 9. Бог Сын
Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
Символ 10. Дерево.
В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме. За средним ангелом — древо, которое означает не только дуб мамврийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианскому учению, это древо могло быть символом воскресения.
Символ 11. Зелёный гиматий (накидка поверх хитона).
— символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
Символ 12. Гора.
Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу. За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.
Именно об этом говорит с нами "Троица" Андрея Рублева.
Вывод.
На Руси строили Град Божий в душе, искали царства Божьего, поэтому Русь стала «святой» [1]. Православная идея о Руси как центре православного мира, Москве, как третьем Риме, меняет характер самой страны и ее народа. Говоря о развитии России в последующее время мы можем констатировать другой путь ее развития – путь строительства Града Божьего, «Святой Руси» в душе русского человека.
Рублевская Троица навсегда останется величайшим символом святости Родины, русского духа, единства народов великой страны, символом российской национальной идеи!
Литература:
- Соловьев, В.С. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться... // Наше наследие. 1988. № 2. С. 79.
Если понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda.
Еще больше статей на сайте: www.academia-nadezhda-com.com