Найти тему
Academia-nadezhda

А. Вознесенский: «Не порежьте лопатой духовных грибниц! Повылазит страшней, чем чума»

Андрей Вознесенский
Андрей Вознесенский

1. Угроза возрождения фашизма в современной Европе

В 1995 году Умберто Эко, великий итальянский философ, писатель, автор книги «Имя розы», «Маятник Фуко», на симпозиуме, проводившемся в Колумбийском Университете (США), составил список из 14 типичных характеристик «вечного фашизма» (ур-фашизма). Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма. В своем выступлении Умберто Эко приводит только несколько черт:

- «Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия . Действо прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело . Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения.
- В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.
- Несогласие – это ещё и знак инаковости . Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Ур-фашизм замешан на расизме .
- Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом.
- Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, они держатся на презрении к слабому.
- Ур-фашизм говорит на Новоязе» .
Умберто Эко и его 14 признаков фашизма
Умберто Эко и его 14 признаков фашизма

Каковы причины возрождения фашизма в Европе, возможно ли сегодня такое явление в нашей стране, после того, как наш народ совершил великий подвиг, освободив мир от нацизма и фашизма?

В России хорошо знают стихотворение Мартина Нимёллера, пастора, который поддержал фашизм, но потом открыто выступил против него, за что был заключён в Заксенхаузен, затем в Дахау. Он был освобождён войсками союзников. Нимёллер понимал и признавал собственную вину за преступления нацистов:

Мартин Нимеллер, пастор, признавший Гитлера
Мартин Нимеллер, пастор, признавший Гитлера
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».

Антропологический кризис, сумма репрессивности в обществе не ослабевают. В начале XX века преобладала уверенность в том, что человек вскоре сумеет своим умом, освобожденным от мрака невежества и достигшим небывалых высот, обеспечить благополучие для всех и повести людей в светлое будущее. В конце XX-начале XXI столетия культура ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания (Г. Маркузе [4]).

Джон Дьюи говорил:

«…Поле боя находится и здесь, в нас самих , и в наших общественных институтах».

Мы равнодушно взираем на то, что происходит в стране, в обществе, в мире, или мы в ответе за все в этом мире. Именно такую ответственную позицию демонстрирует Марина Ивановна Цветаева в ответ на аннексию Чехословакии, когда европейские страны в Мюнхене позволили Гитлеру ввести в эту страну немецкие войска :

В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.
-5

2. А. Вознесенский о «Духовном процессе» сегодня

В современной литературе есть произведение, которым автор предупреждает об опасности фашизма в нашей стране еще в 80-х годах ХХ века. Это поэма «Ров» Андрея Вознесенского [3, С. 79-127 ]. Он дает еще одно название поэме – «Духовный процесс». Говоря о противостоянии фашизму, необходимо рассматривать вопросы духовного развития личности.

-6
…Черепа. Тамерлан. Не вскрывайте гробниц.
Разразится оттуда война.
Не порежьте лопатой
духовных грибниц!
Повылазит страшней, чем чума.
Симферопольский не прекратился процесс.
Связь распалась времён?
Психиатра - в зал!
Как предотвратить бездуховный процесс,
что условно я «алчью» назвал?!...

В июне 1941 года советские археологии прибыли в Самарканд. Они должны были вскрыть для исследования могилу Тамерлана. Но на могиле были выбиты слова для тех, кто осмелится потревожить покой великого завоевателя, о том, что посягнувший на могилу выпустит демонов опустошительной войны на свою страну и будет наказан. Саркофаг вскрыли, когда вернулись в гостиницу, узнали, что началась война.

-7
А. вознесенский писал: «7 апреля 1986 года мы с приятелями ехали от Симферополя по Феодосийскому шоссе. Таксист Василий Фёдорович Лесных вновь и вновь повторял свою тягостную повесть.
Здесь, под городом, на 10-м километре, во время войны было расстреляно 12 тысяч мирных жителей : «Ну, мы, пацаны, мне лет десять тогда было, бегали смотреть, как расстреливали. Привозили их в крытых машинах. Раздевали до исподнего. От шоссе шёл противотанковый ров. Так вот, надо рвом их и били из пулемёта. Кричали они все страшно - над степью стон стоял. Был декабрь. Все снимали галоши. Несколько тыщ галош лежало. Мимо по шоссе ехали телеги. Солдаты не стеснялись. Солдаты все пьяные были. Заметив нас, дали по нам очередь. Да, ещё вспомнил - столик стоял, где паспорта отбирали. Вся степь была усеяна паспортами. Многих закапывали полуживыми. Земля дышала. Потом мы нашли в степи коробочку из-под гуталина. Тяжёлая. В ней золотая цепочка была и две монеты. Значит, все сбережения семьи. Люди с собой несли самое ценное.
Потом я слышал, кто вскрывал это захоронение, золотишко откапывал. В прошлом году их судили. Ну, об этом уже вы в курсе»...

Какие люди могли посметь раскапывать могилы с целью извлечения золота? Брать его у мертвых? Как мы назовем этих людей? Можно относиться к этим людям как к пособникам фашистов? Как к фашистам?

«Я не только знал, но и написал поэму под названием «Алчь» об этом. Подспудно шло другое название: «Ров». Я расспрашивал свидетелей. Оказавшиеся знакомые, показывали мне архивные документы. Поэма окончилась, но всё не шла из ума. Снова и снова тянуло на место гибели. Хотя, что там увидишь? Лишь заросшие километры степи».
«Вылезаем. Василий Фёдорович заметно волнуется. Убогий, когда-то оштукатуренный столп с надписью о жертвах оккупантов осел, весь в трещинах, говорит скорее о забвении, чем о памяти. К горизонту шли изумрудные всходы пшеницы.
И вдруг - что это?! На пути среди зелёного поля чернеет квадрат свежевырытого колодца; земля сыра ещё. За ним - другой. Вокруг груды закопанных костей, истлевшая одежда. Чёрные, как задымленные, черепа. «Опять роют, сволочи!» - Василий Фёдорович осел весь. Это было не в кинохронике, не в рассказах свидетелей, не в кошмарном сне - а здесь, рядом. Вот только что откопано. Череп, за ним другой. Два крохотных, детских. А вот расколотый на черепки взрослый. «Это они коронки золотые плоскогубцами выдирают».
В ужасе глядим друг на друга, всё не веря, как в страшном сне это. До чего должен дойти человек, как развращено должно быть сознание, чтобы копаться в скелетах, рядом с живой дорогой, чтобы крошить череп и клещами выдирать коронки при свете фар. Причём даже почти не скрываясь, оставив все следы на виду, демонстративно как-то, с вызовом. А люди, спокойно мчавшиеся по шоссе, наверное, подшучивали: «Кто-то опять там золотишко роет?» Да все с ума посходили, что ли?! Рядом с нами воткнут на колышке жестяной плакат:

«Копать запрещается - кабель». Кабель нельзя, а людей можно?

«Память людей священна. Почему не подумать не только о юридической, но и о духовной защите захоронения? Кликните клич, и лучшие скульпторы поставят стелу или мраморную стенку. Чтобы людей священный трепет пробрал. 12 тысяч достойны этого. Мы, четверо, стоим на десятом километре. Нам стыдно, невпопад говорим - что, что делать? Может газон на месте разбить, плитой перекрыть и бордюр поставить? Да и об именах не мешало бы вспомнить. Не знаем что - но что-то надо сделать, и немедленно».
-8

«Ты куда ведёшь, ров?» Почему такое отношение к могилам расстрелянных фашистами людей? Чем опасно такое беспамятство?

ХХ век в жизни человечества – самый тяжелый, самый кровавый, самый страшный век. Мы привыкли считать, исходя из теории прогресса, порожденной эпохой Просвещения, что мы лучше, умнее, нравственнее всех предыдущих поколений. Но никогда человечество прежде не знало концлагерей, мировых войн, медицинских экспериментов над людьми. Поставлен вопрос о доверии самому разуму.

Обращаюсь к читательским черепам:
неужели наш разум себя исчерпал?
Мы над степью стоим.
По шоссе пылит Крым.
Вздрогнул череп под скальпом моим.
Рядом - чёрный,
как гриб-дымовик, закопчён.
Он усмешку собрал в кулачок.
Я почувствовал
некую тайную связь -
будто я в разговор подключён -
что тянулась от нас
к аппаратам без глаз,
как беспроволочный телефон.

О какой связи говорит поэт «Я почувствовал некую тайную связь»? А мы чувствуете связь? В чем должна проявляться такая связь? О чем говорит поэт словами: «неужели наш разум себя исчерпал»?

Какой, к чёрту, поэт ты, «народа глас»?
Что разинул свой каравай?
На глазах у двенадцати тысяч пар глаз
сделай что-нибудь, а не болтай!
Не спасёт старшина.
Посмотри, страна, -
сыну мать кричит из траншей.
Окружающая среда страшна,
экология духа - страшней.
Я куда бы ни шёл,
что бы я ни читал, -
всё иду в симферопольский ров.
И, чернея, плывут черепа, черепа,
как затмение белых умов.
И когда я выйду на Лужники,
то теперь уже каждый раз
я увижу требующие зрачки
двенадцати тысяч пар глаз.
Ты куда ведёшь, ров?
Ни цветов, ни сирот.
Это кладбище душ - геноцид.
Степью смерч несётся из паспортов.
И никто не принёс гиацинт.

Что может сделать поэт против нарастания фашизма, против бездуховности? А он должен что-то делать? Что такое «экология духа»? о чем говорит поэт? Говоря о «кладбище душ», что имеет в виду поэт? О чьих душах он – о тех, кто расстрелян или о тех, кто копает?

«Убивали их в декабре 1941 года. Симферопольская акция - одна из запланированных и проведённых рейхом.

-9

Ты куда ведёшь, ров, куда?

В дело № 1586. «...систематически похищали ювелирные изделия из захоронения на 10-м километре. В ночь на 21 июня 1984 года, пренебрегая нормами морали, из указанной могилы похитили
золотой корпус карманных часов весом 35,02 гр. из расчёта 27 рублей 30 коп. за гр.,
золотой браслет 30 гр. стоимость 810 руб. - всего на 3325 руб. 68 коп.
..13 июля похитили золотые коронки и мосты общей стоимостью 21925 руб.,
золотое кольцо 900-й пробы с бриллиантом стоимостью 314 руб. 14 коп.,
четыре цепочки на сумму 1360 руб.,
золотой дукат иностранной чеканки стоимостью 609 руб. 65 коп.,
89 монет царской чеканки стоимостью 400 руб. каждая»...

Кто был в деле? Врач московского института АН, водитель «Межколхозстроя», рабочий, подсобный рабочий, работник кинотеатра. Русские, азербайджанец, украинец, армянин. Возраст 28 - 50 лет. Отвечали суду, поблёскивая золотыми коронками. Двое имели полный рот «красного золота». Сроки они получили небольшие, пострадали больше те, кто перепродавал».

Как можно понять ответ одного из осужденных:

« Одного спросили: «Как вы себя чувствовали, роя?»
Ответил: «А как бы вы чувствовали себя, вынимая золотой мост, повреждённый пулей? Или вытащив детский ботиночек с остатком кости?»
Они с трудом добились, чтобы скупка приняла этот бракованный товар».

Как случилось, что этим людям не жалко расстрелянных, погибших детей, женщин, стариков? Как, при каких условиях появляются такие люди? Если рядом есть такие мародеры, ваши действие какие? Если человек оскорбляет ветерана войны, а взрослые люди говорят, что этого деятеля они уважают?

Вывод:

В начале XXI века мы вновь сталкиваемся с возрождением фашизма. С молчаливого согласия людей или с их одобрения творится зло. В постмодернистскую эпоху происходит отчуждение человека от собственного сознания, что возвращает его как в древности к мифологическому сознанию. Мифологичность сознания человека определяется господством идеологии. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка, невозможно понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка».
Определяющим условием развития всего современного мира стал фактор культуры как совокупность способов передачи знаний, ценностей, норм от поколения к поколению, от одной личности к другой (С. Ячин) [6, C . 127]. Именно это переориентирует наше сознание, освобождает его от абсолютных предначертаний бытия и иначе актуализирует всеобщий смысл бытия, «бытия в культуре» [2, C . 300]. Такие изменения, происшедшие в положении человека в мире, превращают человека в центральное звено научной картины мира, требуют внимания к его ментальности.
Современная эпоха требует личностей – носителей новых идей, которые смогли бы объяснить обществу новые ценности, соответствующие XXI веку, собрать людей в новые духовные объединения (выполнить роль аттракторов в период хаоса). Ситуация в стране поднимает проблему духовного единства, мыслительных перспектив, идеологической самоидентичности. Такими личностями должны быть великие деятели искусств, их произведения. Надо погружать школьников в мир культуры, чтобы они открывали и присваивали ценности, выработанные на протяжении веков человечеством.

Литература:

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-10