Найти тему
Academia-nadezhda

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью?

-2
Ж. Бодрийар:
«Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища».

В работах немецкоязычного писателя Франца Кафки, родившегося 3 июля 1883 г. в Праге, находившейся в тот период времени в составе Австро-Венгрии и скончавшегося 3 июня 1924 г. в Вене, Австрия, широко признаваемого одной из ключевых фигур литературы XX века, человечность представлена без личностности, продемонстрирована бессмысленность всего внеиндивидуального.

Ф. Кафка как гений чувствовал время. Кажется, что всей своей кожей он предчувствовал все, что вскоре случится с этим миром. Поэтому, он писал, не мог остановиться, и завещал душеприказчику уничтожить его рукописи. Душеприказчик прочитал, опубликовал... и родилась великая модернистская литература.

Ф. Кафка в работе "Сельский врач", написанная в начале ХХ века, предсказал все метаморфозы, которые произойдут с современным обществом и человеком. Он очень точно сформулировал тенденцию в процессе развития человека: "Униженные и оскорбленные были и раньше, но в отличие от прежних – они не чувствуют себя таковыми".

Я был в крайнем затруднении; надо было срочно выезжать; в деревне за десять миль ждал меня тяжелобольной; на всем пространстве между ним и мною мела непроглядная вьюга; у меня имелась повозка, легкая, на высоких колесах, как раз то, что нужно для наших сельских дорог; запахнувшись в шубу, с саквояжиком в руке, я стоял среди двора, готовый ехать; но лошади, лошади у меня не было! Моя собственная лошадка, не выдержав тягот и лишений этой суровой зимы, околела прошлой ночью; служанка бросилась в деревню поискать, не даст ли мне кто коня; безнадежная попытка, как я и предвидел,- и все гуще заносимый снегом и все больше цепенея в неподвижности, я бесцельно стоял и ждал.

Ф. Кафка - солипсист, для него весь мир - это как он его чувствует и воспринимает. В произведении "Превращение" главный герой Грегор Замза почувствовал себя маленьким, никчемным насекомым, и начал превращаться в него.

Здесь та же философия. Сельскому врачу не на чем ехать к больному, и тут же неизвестно откуда появляются лошади. Появляются в свином хлеве вместе с конюхом. И начинают развиваться события.

Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры
- Прикажете запрягать?- спросил он, выползая на четвереньках.
Я не знал, что ответить, и только нагнулся поглядеть, нет ли там еще чего. Служанка стояла рядом.
- Богачу и невдомек, что у него припасено в хозяйстве,- сказала она, и оба мы засмеялись.
- Э-гей , Братец, э-гей , Сестричка!- крикнул конюх, и два могучих коня, прижав ноги к брюху и клоня точеные головы, как это делают верблюды, играя крутыми боками, едва-едва друг за дружкой протиснулись в дверной проем. И сразу же выпрямились на. высоких ногах; от их лоснящейся шерсти валил густой пар.
Но едва она подошла, как он обхватил ее и прижался лицом к ее лицу. Девушка вскрикнула и бросилась ко мне; на щеке ее красными рубцами отпечатались два ряда зубов.
- Ах, скотина!- крикнул я в ярости.- Кнута захотел?
И тут же спохватился, что этот человек мне совсем незнаком, что я не знаю, откуда он взялся, и что он сам вызвался мне помочь, когда все другие отказались. Словно угадав мои мысли, конюх пропустил угрозу мимо ушей и, все еще занятый лошадьми, на мгновение обернулся ко мне.

Он не знает представителей народа, не знает и не понимает этого конюха. Но конюх теперь будет командовать в его доме. Так постепенно конюхи в ХХ веке придут к власти, будут жить в домах интеллигенции, навязывать свою культуру.

В произведениях Ф. Кафки время разрушается. Не успел врач сесть в коляску, он уже у двери больного: "Но это длится лишь мгновение; не успеваю оглянуться, как я уже у цели, словно ворота моей усадьбы открываются прямо во двор больного". Такое разрушение времени есть и в произведении автора "Охотник Гракх", когда после своей смерти охотник застрял между тем и этим миром.

Описание больного - это очень актуальное описание современного человека:

Это худенький мальчик, без рубашки, температура нормальная, не высокая и не низкая, глаза пустые , он высовывается из-под пуховой перинки, обнимает меня за шею и шепчет на ухо:
- Доктор, позволь мне умереть.
Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры

Самое страшное описание: глаза пустые и то, что подросток не хочет жить.

Я оглядываюсь; никто этого не слышал; родители стоят молча, понурясь и ждут моего приговора; сестра принесла стул для саквояжика . Я открываю его и роюсь в инструментах; мальчик поминутно тянется ко мне рукой с кровати, напоминая о своей просьбе; я беру пинцет, проверяю его при свете свечи и кладу обратно.
"Сейчас же еду домой",- решаю я, словно лошади меня зовут, но позволяю сестре больного, которой кажется, что я оглушен духотой, снять с меня шубу.

Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры

"А тут еще забота о Розе, мальчик, пожалуй, прав, да и мне впору умереть. Что мне делать здесь этой нескончаемой зимой?!" - образ мира, времени для Ф. Кафки - это нескончаемая зима.

Мир изменился: если в средние века общество жило, объединившись в определенные сословия, в большие семьи, ордена, то теперь каждый - один, его не понимают, не поддерживают, не помогают: "Я киваю семейству. Они не знают о моих горестях, а расскажи им - не поверят. Рецепты выписывать нетрудно, трудно сговориться с людьми".

-6
Но когда я захлопываю саквояжик и кивком прошу подать мне шубу, между тем как семейство стоит и ждет
- отец обнюхивает стаканчик рома, он все еще держит его в руке,
- мать, по-видимому, глубоко разочарованно, чего, собственно, хотят эти люди? со слезами на глазах кусает губы,
- а сестра помахивает полотенцем, насквозь пропитанным кровью,
- у меня возникает сомнение, а не болен ли в самом деле мальчик? Я подхожу, он улыбается мне навстречу, словно я несу ему крепчайшего бульону,- ах, а теперь заржали обе лошади, возможно, они призваны свыше наставить меня при осмотре больного- и тут я вижу: мальчик действительно болен. На правом боку, в области бедра, у него открытая рана в ладонь величиной.
Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры

Врач обнаружил рану у ребенка: "Бедный мальчик, тебе нельзя помочь! Я обнаружил у тебя большую рану; этот пагубный цветок на бедре станет твоей гибелью". Что это за рана, которой наградили ребенка родители?

Реальность накопившегося негатива в обществе особенно остро ощущаешь, когда центральные каналы телевидения показывают реальные человеческие истории, вывернутые наизнанку семейные отношения, моральные, духовные ценности, бездуховность отношения мужчины и женщины, родителей и детей. Наследство в виде воспитания, передачи ценностей, отношения к жизни, работе, к детям - передается детям в том состоянии, в котором это есть в семье.

Все семейство счастливо, оно видит, что я не бездействую; сестра докладывает это матери, мать - отцу, отец- соседям, видно, как в лучах луны они на цыпочках, балансируя распростертыми руками, тянутся в открытые двери.
Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры
Таковы люди в наших краях. Они требуют от врача невозможного . Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырех стенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача, от слабых рук хирурга. Что ж, как вам угодно, сам я в святые не напрашивался; хотите принести меня в жертву своей вере - я и на это готов; да и на что могу я надеяться, я, старый сельский врач, лишившийся своей служанки?
Все в сборе, семья и старейшины деревни, они раздевают меня; хор школьников во главе с учителем выстраивается перед домом и на самую незатейливую мелодию поет:
Разденьте его, и он исцелит,
А не исцелит, так убейте!
Ведь это врач, всего лишь врач...
Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры
"И вот я перед ними нагой ; запустив пальцы в бороду, спокойно, со склоненной головою, гляжу я на этих людей. Ничто меня не трогает, я чувствую себя выше их и радуюсь своему превосходству, хоть мне от него не легче, так как они берут меня за голову и за ноги и относят в постель. К стене, с той стороны, где рана, кладут меня.
Этак мне уже не вернуться домой; на моей обширной практике можно поставить крест; мой преемник меня ограбит, хоть и безо всякой пользы, ведь ему меня не заменить; в доме у меня заправляет свирепый конюх ; Роза в его власти; мне страшно и думать об этом.
Голый, выставленный на мороз нашего злосчастного века, с земной коляской и неземными лошадьми, мыкаюсь я, старый человек, по свету. Шуба моя свисает с коляски, но мне ее не достать, и никто из этой проворной сволочи, моих пациентов пальцем не шевельнет, чтобы ее поднять. Обманут! Обманут! Послушался ложной тревоги моего ночного колокольчика - и дела уже не поправишь!"
Анимация Кодзи Ямамуры
Анимация Кодзи Ямамуры

Вывод.

Личность, гений - именно таким является Франц Кафка - продвигает ценности, он их понимает и раскрывает их через произведения искусства. Эта личность наиболее полно должна отражать устремления времени, вмещать в свое сознание идеи эпохи наиболее полно. И не только отражать устремления времени, но и предостерегать от последствий бездуховности!
Такая личность выделяется своими талантами, тем, что она делает лучше других, отличается выделенностью и включенностью личности в культуру.
Эта личность несет в себе картину мира, его идеи, народившиеся и нарождающиеся, еще не оформленные, но уже этой личностью услышанные, она способна выражать время, суть эпохи, понимать прошлое и настоящее и на этом основании понимать будущее и уметь о нем рассказать средствами искусства.
Такая личность, признавая высшие начала, основания, отвечает перед ними и за них. Своими произведениями она транслирует эти высшие основания в этот мир, рассказывая образами искусства о высших началах. Дело остальных – дотянутся до понимания этих произведений. Незаурядная личность остается верной себе, исходит из себя, чтобы стать собой. Человек, понимая себя, способен высказать все, что умеет и на что способен – самореализуется.

Литература:

Если понравилась статья ставьте лайки, подписывайтесь, пишите в комментариях. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-11