Найти в Дзене
Academia-nadezhda

"Мастер и Маргарита" : "антифаустовский" роман М. Булгакова

Э. Делакруа. Фауст и Мефистофель
Э. Делакруа. Фауст и Мефистофель

События, описанные Михаилом Булгаковым в романе "Мастер и Маргарина", происходят в начале ХХ века. Здесь даже есть определенная магия чисел и дат: смерть Иешуа - 20 апреля 29 года н.э., а события в Москве происходят 20 апреля 1929 года, на этот же день выпадает пасха по юлианскому календарю и именно в этот день мнимый мир соединяется с московским.

И.В. Гёте в произведении "Фауст" говорит о эпохе Просвещения, как о эпохе господства науки, разума. Весь мир стал рациональным, правильно организованным, без эмоций и чувств, характеризуя его как период Фаустовской души.

Никола Пуссен. Великодушие Сципиона, 1640 г.
Никола Пуссен. Великодушие Сципиона, 1640 г.

Картина Никола Пуссена "Великодушие Сципиона" демонстрирует нам торжество рациональности во всех сферах жизни Фаустовской души: математически точно простроена композиция - три группы людей по 4 человека, в центре красное пятно, только положительные герои. Сципион, захвативший Карфаген, который после этого навсегда прекратит свое существование, "обуздал" свои эмоции и демонстрирует великодушие.

1. Этапы становления современного человека, которые определяет О. Шпенглер:

  • Аполлоновская душа (восхищение красотой) и
  • Фаустовская душа (рациональная, математически выстроенная), которые сменяют друг друга в эпоху высокого Возрождения.
  • Так, в основе античной культуры лежит Аполлоновская душа, в основе арабской – магическая душа, в основе западной – Фаустовская, которая начинает побеждать в XVII веке с рождением рационалистической концепции мира и продолжает господствовать в эпоху Просвещения.
Такое деление культуры на Аполлоновскую душу и Фаустовскую душу мы встречаем также и у крупнейшего русского философа и филолога А.Ф. Лосева (18931988).

Антифаустовское произведение - это направленность текста и поведения героев в ином направлении, чем в век рационализма. такая тенденция прослеживается при сопоставлении поведения героев произведений М. Булгакова и Иоганна Гёте.

Сравним:

У М. Булгакова Воланд притворяется Мефистофелем: грим Шаляпина к опере Гуно «Фауст», это звучит в разговоре об опере: "Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной. Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слышали?"

У И. Гете: Мефистофель: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Фёдор Иванович Шаляпин в роли Мефистофеля
Фёдор Иванович Шаляпин в роли Мефистофеля

В своем произведении И. Гете показывает принцип «Цель оправдывает средства». Он прощает Фаусту и помещает Фауста с Маргаритой в рай.

А М. Булгаков лишает Мастера рая за меньший грех – за трусость и уничтожение рукописи и отказ от творчества.

У М. Булгакова: страх не может быть движителем творчества и культуры. Мастер был творцом лишь до тех пор, пока его не оставила отвага, а затем, когда «страх овладел каждой клеточкой его тела», он отказывается от творчества бесповоротно: «У меня нет никаких мечтаний, и вдохновений тоже нет». Фаусты не могут быть творцами, невозможно сочетать в себе культурное начало и стремление к преобладанию. О «бесконечно далекой цели» мыслят люди такие как Иешуа и Мастер, отрицающие власть и силу.

У И. Гете: Миф о дьяволе управляет всей духовной жизнью христианского мира, который жил в сознании, что духовность не спасает его ни от палача, ни от ада. Этот миф, чувство страха перед дьяволом, с одной стороны, стимул мирового развития культуры, с другой – поддерживало в сопричастной «Фаустовской душе» страх перед свободой, умеряло порыв к бесконечно далекой цели. Этот тип европейца сформировался именно под влиянием мифа о дьяволе. Конец благой власти дьявола взрыв «фаустовской» агрессии, кончился страх, начинается погибель. Для «Фаустовской души» характерна совсем другая триада: «власть, собственность, преобладание».

У М. Булгакова: деятельность на благо общества необходима - это не фаустовская, а творческая деятельность. Но мир М. Булгакова - мир, где любая деятельность невозможна: Пилату не дают строить водопровод, Иешуа мешают проповедовать, Мастеру не позволяют публиковаться, Римскому - руководить Пилатом. Общественное благо - это благо для всех. Тираны для М. Булгакова - это крайнее выражение фаустовской сути общества, пределом его. Власть для М. Булгакова не может быть доброй.

В Фаустовскую эпоху, в эпоху И. Гёте появляется некая непреодолимая преграда между личностью и обществом как причина их взаимного отчуждения. Так возникает трещина между личностью и миром, между отдельным человеком и общественной средой – диссонанс, ставший отныне неотъемлемым признаком эволюции общества.

Ощущение фатальной неодолимости сил, стоящих вне человека (Мефистофель), имеет своей оборотной стороной нарастание индивидуалистических тенденций, отъединение человека от окружающей его общественной среды, погруже­ние его в свой внутренний мир. Из представлений людей Фаустовской эпохи исчезает чувство своей личной сопричастности к происходящим в мире эпохальным событиям, между тем как их ренессансным предшественникам было присуще сознание своей неразрывной связи с переживаемым ими историческим сдвигом. В противовес возвеличиванию человека в ренессансном искусстве в мировосприятии XVIII века утрачивается чувство безграничного могущества человека как личности, появляется сознание определенного предела его возможностей, поскольку теперь эти возможности должны быть соотнесены с реальными условиями его общественного бытия, например, познание при помощи Мефистофеля.

Таблица автора
Таблица автора

Поворот от Возрождения к рационализму в мировоззрении и психологии людей – это переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, волю, от представлений о гармонически организованном мире с героем-человеком в центре сначала к разочарованию, отчаянию или скепсису, трагическому диссонансу человека и мира, а затем и новому утверждению человека как частицы огромного, бесконечно разнообразного и подвижного мира.

Человек как бы вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотношении со средой – природой, обществом, государством. Действия человека уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как конечный результат многообразных внешних сил (что ярко показал М. Булгаков на примере своих героев), перед которыми человек зачастую бессилен, и внутренних, борющихся между собой, – страстей, переживаний, чувств, общественного и государственного долга.

Вывод:

М. Булгаков жил в другое время, чем И. Гете и его герои. ХХ век в жизни человечества – самый тяжелый, самый кровавый, самый страшный век. Принято считать исходя из теории прогресса, порожденной эпохой Просвещения - Фаустовской эпохой, что мы лучше, умнее, нравственнее всех предыдущих поколений. Но никогда человечество еще не ставило вопрос о доверии самому Разуму, как это случилось в XX веке.

Одним из лучших иллюстраторов романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" является Надя Рушева. Надя начала рисовать с пяти лет, в семь лет она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Литература:

  1. Булгаков. М. Мастер и Маргарита.
  2. Гете И.В. Фауст. © ООО «Издательство АСТ», 2016
  3. Шпенглер, О. Закат Европы. [Текст] /О. Шпенглер. – в 2-х т. – Т.1, 2 – М.: Айрис-пресс, 2003. – 328 с.
  4. Публикации канала по близкой тематике:

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-6