Найти тему
209 подписчиков

"Опальный Орфей" или Чарующая прелесть русского романса

1967 г., Магадан. Вадим Козин и Эдуард Багдасарян
1967 г., Магадан. Вадим Козин и Эдуард Багдасарян

Заслуженный артист РА Эдуард Багдасарян
 
         Исполнилось 118 лет легенде советской эстрады 30-49-х годов, популярному в те годы  исполнителю старинных русских и цыганских романсов и песен Вадиму Алексеевичу Козину, завораживающим пением которого заслушивался сам "вождь всех народов"! Его выступление  в 1943 году тало украшением юбилея Уинстона Черчилля. А уже в 1944-ом, в числе тысяч других советских людей,  В.А.Козин был невинно осужден и объявлен "врагом народа", став узником сталинских лагерей...
    После смерти "вождя" он был, конечно, реабилитирован, и мог вернуться на родину. Но  тяжелая обида навсегда осталась незаживающей раной в сердце этого чуткого художника  с поэтической душой, и он не вернулся в Москву, а обосновался в далеком Магадане  на всю оставшуюся жизнь....
     А в 1967 году  на гастроли  в  Магадан приезжает ведущий солист Ереванского театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лирический тенор Эдуард Багдасарян, в арсенале оперных партий которого к тому времени были  Альфред в "Травиате" и Герцог в "Риголетто" Д.Верди, граф Альмавива в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини и Ленский в "Евгении Онегине" П.Чайковского. Во время своих магаданских гастролей, кроме арий из опер тенорового репертуара, Э.Багдасарян исполнил и несколько старинных романсов, в числе которых был знаменитый романс Н.Харито на слова В.Шумского "Отцвели хризантемы",  один из куплетов которого был спет на....армянском языке!         После этого концерта который имел огромный успех, за кулисы к армянскому певцу зашел сам....Вадим Козин, который поздравил Багдасаряна   с  успешным выступлением, а еще поблагодарил за  проникновенное исполнение известного романса на армянском и добавил: "Какой  у вас мелодичный армянский язык"!
     Эта незабываемая встреча с прославленным певцом В.А.Козиным очень круто изменила творческий путь  Эдуарда Багдасаряна, который бережно хранит фотографию, на которой в далеком 1967 г. он запечатлен вместе с Вадимом Алексеевичем. А кроме того, Багдасарян получает в подарок от легендарного певца кассету: песни и романсы  в исполнении В.Козина под собственный аккомпанемент и надпись рукой Вадима Алексеевича: "Магадан 11 мая 1967 года. Желаю всего хорошего и вашему городу Эривани, большой привет всем его жителям, а также передаю всем вашим родным свой далекий магаданский привет!" Но главное наследие, завещанное Багдасаряну Козиным, - это две огромные бабины (тогда же записи на магнитофоне производились на бабинах!) с напетыми им самим романсами и песнями.
      И как же после всего этого нужно было поступить Эдуарду Сергеевичу Багдасаряну?
      До этого я сказала, что встреча с В.А.Козиным изменила  творческий путь армянского тенора. Но как?  Э.С.Багдасарян уходит из театра и начинает серьезно, заниматься исключительно романсовой музыкой. Позднее он и становится единственным профессиональным знатоком  и  исполнителем этой музыки в Армении, наследовавшим ее из первых рук, то есть  от самого Вадима Алексеевича Козина!
     А став профессиональным исполнителем старинных русских и цыганских романсов и песен, уже  в 90-х годах после ухода из жизни легендарного В.Козина Эдуард Сергеевич Багдасарян  подготовил и  представил  своим поклонникам - любителям и ценителям старинного русского романса! - свою замечательную литературно-музыкальную композицию "Опальный Орфей", посвященную памяти Вадима Алексеевича Козина.
    Оригинальность и необычность этой композиции заключалась в том, что Э.С.Багдасарян не только  блестяще исполнял романсы и песни из репертуара В.Козина, но и  с изысканным вкусом вел со своими слушателями непринужденным диалог. Хотя скорее это был интереснейший монолог, который чередовался с исполнением того или иного романса из репертуара В.Козина. То есть Э.С.Багдасарян  в полном смысле слова являлся здесь автором и исполнителем этой композиции, в которой он сочетал  непревзойденное мастерство  рассказчика (он говорил  о  трудной судьбе Козина, о своей первой встрече с ним   в  1967 году и о дальнейшей крепкой  творческой и человеческой дружбе с "опальным Орфеем"!) с благородной манерой своего изумительного вокального исполнения. Рассказ  о трудной судьбе "опального Орфея"  - В.А.Козина   в высокохудожественном повествовании Э.С.Багдасаряна производил на слушателей необычайно волнующее впечатление, глубоко проникая в душу. А им же вдохновенно  и выразительно исполненные романсы и песни из репертуара В.Козина такие, как  "Караван", "Весеннее танго", "Осень- прозрачное утро", "Дружба", "Вернись" и, конечно же, "Отцвели хризантемы", - доставили огромное эстетическое наслаждение.
    Пусть  же эта статья  будет  благодарной данью памяти  двум замечательным певцам - Вадиму Козину и Эдуарду Багдасаряну, - доставлявшим своим  незабываемым лучезарным искусством огромную радость людям.
Заслуженный артист РА Эдуард Багдасарян Исполнилось 118 лет легенде советской эстрады 30-49-х годов, популярному в те годы исполнителю старинных русских и цыганских романсов и песен Вадиму Алексеевичу Козину, завораживающим пением которого заслушивался сам "вождь всех народов"! Его выступление в 1943 году тало украшением юбилея Уинстона Черчилля. А уже в 1944-ом, в числе тысяч других советских людей, В.А.Козин был невинно осужден и объявлен "врагом народа", став узником сталинских лагерей... После смерти "вождя" он был, конечно, реабилитирован, и мог вернуться на родину. Но тяжелая обида навсегда осталась незаживающей раной в сердце этого чуткого художника с поэтической душой, и он не вернулся в Москву, а обосновался в далеком Магадане на всю оставшуюся жизнь.... А в 1967 году на гастроли в Магадан приезжает ведущий солист Ереванского театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лирический тенор Эдуард Багдасарян, в арсенале оперных партий которого к тому времени были Альфред в "Травиате" и Герцог в "Риголетто" Д.Верди, граф Альмавива в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини и Ленский в "Евгении Онегине" П.Чайковского. Во время своих магаданских гастролей, кроме арий из опер тенорового репертуара, Э.Багдасарян исполнил и несколько старинных романсов, в числе которых был знаменитый романс Н.Харито на слова В.Шумского "Отцвели хризантемы", один из куплетов которого был спет на....армянском языке! После этого концерта который имел огромный успех, за кулисы к армянскому певцу зашел сам....Вадим Козин, который поздравил Багдасаряна с успешным выступлением, а еще поблагодарил за проникновенное исполнение известного романса на армянском и добавил: "Какой у вас мелодичный армянский язык"! Эта незабываемая встреча с прославленным певцом В.А.Козиным очень круто изменила творческий путь Эдуарда Багдасаряна, который бережно хранит фотографию, на которой в далеком 1967 г. он запечатлен вместе с Вадимом Алексеевичем. А кроме того, Багдасарян получает в подарок от легендарного певца кассету: песни и романсы в исполнении В.Козина под собственный аккомпанемент и надпись рукой Вадима Алексеевича: "Магадан 11 мая 1967 года. Желаю всего хорошего и вашему городу Эривани, большой привет всем его жителям, а также передаю всем вашим родным свой далекий магаданский привет!" Но главное наследие, завещанное Багдасаряну Козиным, - это две огромные бабины (тогда же записи на магнитофоне производились на бабинах!) с напетыми им самим романсами и песнями. И как же после всего этого нужно было поступить Эдуарду Сергеевичу Багдасаряну? До этого я сказала, что встреча с В.А.Козиным изменила творческий путь армянского тенора. Но как? Э.С.Багдасарян уходит из театра и начинает серьезно, заниматься исключительно романсовой музыкой. Позднее он и становится единственным профессиональным знатоком и исполнителем этой музыки в Армении, наследовавшим ее из первых рук, то есть от самого Вадима Алексеевича Козина! А став профессиональным исполнителем старинных русских и цыганских романсов и песен, уже в 90-х годах после ухода из жизни легендарного В.Козина Эдуард Сергеевич Багдасарян подготовил и представил своим поклонникам - любителям и ценителям старинного русского романса! - свою замечательную литературно-музыкальную композицию "Опальный Орфей", посвященную памяти Вадима Алексеевича Козина. Оригинальность и необычность этой композиции заключалась в том, что Э.С.Багдасарян не только блестяще исполнял романсы и песни из репертуара В.Козина, но и с изысканным вкусом вел со своими слушателями непринужденным диалог. Хотя скорее это был интереснейший монолог, который чередовался с исполнением того или иного романса из репертуара В.Козина. То есть Э.С.Багдасарян в полном смысле слова являлся здесь автором и исполнителем этой композиции, в которой он сочетал непревзойденное мастерство рассказчика (он говорил о трудной судьбе Козина, о своей первой встрече с ним в 1967 году и о дальнейшей крепкой творческой и человеческой дружбе с "опальным Орфеем"!) с благородной манерой своего изумительного вокального исполнения. Рассказ о трудной судьбе "опального Орфея" - В.А.Козина в высокохудожественном повествовании Э.С.Багдасаряна производил на слушателей необычайно волнующее впечатление, глубоко проникая в душу. А им же вдохновенно и выразительно исполненные романсы и песни из репертуара В.Козина такие, как "Караван", "Весеннее танго", "Осень- прозрачное утро", "Дружба", "Вернись" и, конечно же, "Отцвели хризантемы", - доставили огромное эстетическое наслаждение. Пусть же эта статья будет благодарной данью памяти двум замечательным певцам - Вадиму Козину и Эдуарду Багдасаряну, - доставлявшим своим незабываемым лучезарным искусством огромную радость людям.