"Опальный Орфей" или Чарующая прелесть русского романса
22 марта 202122 мар 2021
23
1967 г., Магадан. Вадим Козин и Эдуард Багдасарян
1967 г., Магадан. Вадим Козин и Эдуард Багдасарян
Заслуженный артист РА Эдуард Багдасарян
Исполнилось 118 лет легенде советской эстрады 30-49-х годов, популярному в те годы исполнителю старинных русских и цыганских романсов и песен Вадиму Алексеевичу Козину, завораживающим пением которого заслушивался сам "вождь всех народов"! Его выступление в 1943 году тало украшением юбилея Уинстона Черчилля. А уже в 1944-ом, в числе тысяч других советских людей, В.А.Козин был невинно осужден и объявлен "врагом народа", став узником сталинских лагерей...
После смерти "вождя" он был, конечно, реабилитирован, и мог вернуться на родину. Но тяжелая обида навсегда осталась незаживающей раной в сердце этого чуткого художника с поэтической душой, и он не вернулся в Москву, а обосновался в далеком Магадане на всю оставшуюся жизнь....
А в 1967 году на гастроли в Магадан приезжает ведущий солист Ереванского театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лирический тенор Эдуард Багдасарян, в арсенале оперных партий которого к тому времени были Альфред в "Травиате" и Герцог в "Риголетто" Д.Верди, граф Альмавива в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини и Ленский в "Евгении Онегине" П.Чайковского. Во время своих магаданских гастролей, кроме арий из опер тенорового репертуара, Э.Багдасарян исполнил и несколько старинных романсов, в числе которых был знаменитый романс Н.Харито на слова В.Шумского "Отцвели хризантемы", один из куплетов которого был спет на....армянском языке! После этого концерта который имел огромный успех, за кулисы к армянскому певцу зашел сам....Вадим Козин, который поздравил Багдасаряна с успешным выступлением, а еще поблагодарил за проникновенное исполнение известного романса на армянском и добавил: "Какой у вас мелодичный армянский язык"!
Эта незабываемая встреча с прославленным певцом В.А.Козиным очень круто изменила творческий путь Эдуарда Багдасаряна, который бережно хранит фотографию, на которой в далеком 1967 г. он запечатлен вместе с Вадимом Алексеевичем. А кроме того, Багдасарян получает в подарок от легендарного певца кассету: песни и романсы в исполнении В.Козина под собственный аккомпанемент и надпись рукой Вадима Алексеевича: "Магадан 11 мая 1967 года. Желаю всего хорошего и вашему городу Эривани, большой привет всем его жителям, а также передаю всем вашим родным свой далекий магаданский привет!" Но главное наследие, завещанное Багдасаряну Козиным, - это две огромные бабины (тогда же записи на магнитофоне производились на бабинах!) с напетыми им самим романсами и песнями.
И как же после всего этого нужно было поступить Эдуарду Сергеевичу Багдасаряну?
До этого я сказала, что встреча с В.А.Козиным изменила творческий путь армянского тенора. Но как? Э.С.Багдасарян уходит из театра и начинает серьезно, заниматься исключительно романсовой музыкой. Позднее он и становится единственным профессиональным знатоком и исполнителем этой музыки в Армении, наследовавшим ее из первых рук, то есть от самого Вадима Алексеевича Козина!
А став профессиональным исполнителем старинных русских и цыганских романсов и песен, уже в 90-х годах после ухода из жизни легендарного В.Козина Эдуард Сергеевич Багдасарян подготовил и представил своим поклонникам - любителям и ценителям старинного русского романса! - свою замечательную литературно-музыкальную композицию "Опальный Орфей", посвященную памяти Вадима Алексеевича Козина.
Оригинальность и необычность этой композиции заключалась в том, что Э.С.Багдасарян не только блестяще исполнял романсы и песни из репертуара В.Козина, но и с изысканным вкусом вел со своими слушателями непринужденным диалог. Хотя скорее это был интереснейший монолог, который чередовался с исполнением того или иного романса из репертуара В.Козина. То есть Э.С.Багдасарян в полном смысле слова являлся здесь автором и исполнителем этой композиции, в которой он сочетал непревзойденное мастерство рассказчика (он говорил о трудной судьбе Козина, о своей первой встрече с ним в 1967 году и о дальнейшей крепкой творческой и человеческой дружбе с "опальным Орфеем"!) с благородной манерой своего изумительного вокального исполнения. Рассказ о трудной судьбе "опального Орфея" - В.А.Козина в высокохудожественном повествовании Э.С.Багдасаряна производил на слушателей необычайно волнующее впечатление, глубоко проникая в душу. А им же вдохновенно и выразительно исполненные романсы и песни из репертуара В.Козина такие, как "Караван", "Весеннее танго", "Осень- прозрачное утро", "Дружба", "Вернись" и, конечно же, "Отцвели хризантемы", - доставили огромное эстетическое наслаждение.
Пусть же эта статья будет благодарной данью памяти двум замечательным певцам - Вадиму Козину и Эдуарду Багдасаряну, - доставлявшим своим незабываемым лучезарным искусством огромную радость людям.
Заслуженный артист РА Эдуард Багдасарян
Исполнилось 118 лет легенде советской эстрады 30-49-х годов, популярному в те годы исполнителю старинных русских и цыганских романсов и песен Вадиму Алексеевичу Козину, завораживающим пением которого заслушивался сам "вождь всех народов"! Его выступление в 1943 году тало украшением юбилея Уинстона Черчилля. А уже в 1944-ом, в числе тысяч других советских людей, В.А.Козин был невинно осужден и объявлен "врагом народа", став узником сталинских лагерей...
После смерти "вождя" он был, конечно, реабилитирован, и мог вернуться на родину. Но тяжелая обида навсегда осталась незаживающей раной в сердце этого чуткого художника с поэтической душой, и он не вернулся в Москву, а обосновался в далеком Магадане на всю оставшуюся жизнь....
А в 1967 году на гастроли в Магадан приезжает ведущий солист Ереванского театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лирический тенор Эдуард Багдасарян, в арсенале оперных партий которого к тому времени были Альфред в "Травиате" и Герцог в "Риголетто" Д.Верди, граф Альмавива в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини и Ленский в "Евгении Онегине" П.Чайковского. Во время своих магаданских гастролей, кроме арий из опер тенорового репертуара, Э.Багдасарян исполнил и несколько старинных романсов, в числе которых был знаменитый романс Н.Харито на слова В.Шумского "Отцвели хризантемы", один из куплетов которого был спет на....армянском языке! После этого концерта который имел огромный успех, за кулисы к армянскому певцу зашел сам....Вадим Козин, который поздравил Багдасаряна с успешным выступлением, а еще поблагодарил за проникновенное исполнение известного романса на армянском и добавил: "Какой у вас мелодичный армянский язык"!
Эта незабываемая встреча с прославленным певцом В.А.Козиным очень круто изменила творческий путь Эдуарда Багдасаряна, который бережно хранит фотографию, на которой в далеком 1967 г. он запечатлен вместе с Вадимом Алексеевичем. А кроме того, Багдасарян получает в подарок от легендарного певца кассету: песни и романсы в исполнении В.Козина под собственный аккомпанемент и надпись рукой Вадима Алексеевича: "Магадан 11 мая 1967 года. Желаю всего хорошего и вашему городу Эривани, большой привет всем его жителям, а также передаю всем вашим родным свой далекий магаданский привет!" Но главное наследие, завещанное Багдасаряну Козиным, - это две огромные бабины (тогда же записи на магнитофоне производились на бабинах!) с напетыми им самим романсами и песнями.
И как же после всего этого нужно было поступить Эдуарду Сергеевичу Багдасаряну?
До этого я сказала, что встреча с В.А.Козиным изменила творческий путь армянского тенора. Но как? Э.С.Багдасарян уходит из театра и начинает серьезно, заниматься исключительно романсовой музыкой. Позднее он и становится единственным профессиональным знатоком и исполнителем этой музыки в Армении, наследовавшим ее из первых рук, то есть от самого Вадима Алексеевича Козина!
А став профессиональным исполнителем старинных русских и цыганских романсов и песен, уже в 90-х годах после ухода из жизни легендарного В.Козина Эдуард Сергеевич Багдасарян подготовил и представил своим поклонникам - любителям и ценителям старинного русского романса! - свою замечательную литературно-музыкальную композицию "Опальный Орфей", посвященную памяти Вадима Алексеевича Козина.
Оригинальность и необычность этой композиции заключалась в том, что Э.С.Багдасарян не только блестяще исполнял романсы и песни из репертуара В.Козина, но и с изысканным вкусом вел со своими слушателями непринужденным диалог. Хотя скорее это был интереснейший монолог, который чередовался с исполнением того или иного романса из репертуара В.Козина. То есть Э.С.Багдасарян в полном смысле слова являлся здесь автором и исполнителем этой композиции, в которой он сочетал непревзойденное мастерство рассказчика (он говорил о трудной судьбе Козина, о своей первой встрече с ним в 1967 году и о дальнейшей крепкой творческой и человеческой дружбе с "опальным Орфеем"!) с благородной манерой своего изумительного вокального исполнения. Рассказ о трудной судьбе "опального Орфея" - В.А.Козина в высокохудожественном повествовании Э.С.Багдасаряна производил на слушателей необычайно волнующее впечатление, глубоко проникая в душу. А им же вдохновенно и выразительно исполненные романсы и песни из репертуара В.Козина такие, как "Караван", "Весеннее танго", "Осень- прозрачное утро", "Дружба", "Вернись" и, конечно же, "Отцвели хризантемы", - доставили огромное эстетическое наслаждение.
Пусть же эта статья будет благодарной данью памяти двум замечательным певцам - Вадиму Козину и Эдуарду Багдасаряну, - доставлявшим своим незабываемым лучезарным искусством огромную радость людям.