Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Почему Марка Бернеса приговорили к смерти?

Фильм «Два бойца» принёс Марку Бернесу всесоюзную славу. И автор сценария, и режиссёр, и великолепный дуэт актёров – Андреев и Бернес – и, самое главное, снятый во время войны фильм говорил не столько о войне, сколько о том, что люди остаются людьми даже в трагических ситуациях – дружат, влюбляются, помогают друг другу… И, конечно же, гениальные песни, исполняемые Бернесом – «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали».

Роль Аркадия Дзюбина была сыграна Бернесом с таким блеском, что героя полюбили все зрители, а некоторая часть, оказавшаяся в «местах не столь отдалённых», приняла разбитного весельчака с лёгким южным говором и весьма характерными интонациями, за «конкретно своего в доску».

Причём Бернес во время съёмок настоял на отдельных выражениях, которые не очень шли передовому советскому человеку, но были характерны для его героя, например: «Да, с этим мальчиком я бы крепко выпил после боя», – говорит Аркадий, когда неизвестный пулемётчик прикрыл его в бою.

Но в 1958 году криминаль­ные авторитеты приговорили к смерти невероятно популярного артиста Марка Наумовича Бернеса.

Б. Андреев и М. Бернес в фильме "Два бойца"
Б. Андреев и М. Бернес в фильме "Два бойца"

В1957 году артист снялся в картине «Ночной патруль», где сыграл вора Огонька, который «завязал» и даже помог милиции вывести на «чистую воду» жулика-рецидивиста. Этот фильм часто показывали с воспитательными целями в исправительных учрежде­ниях, и в глазах преступного сообщества Бернес стал предателем. На сходке авторитетов было решено наказать артиста. Об этом милиции сообщила певица Лидия Рус­ланова, которая в своё время отбывала срок – одна из её знакомых по лагерю то ли по женской разговорчивости, то ли из сострадания к хорошему артисту рассказала, что на сходке решили «из двух бойцов оставить одного».

Бернес в роли перековавшегося рецидивиста
Бернес в роли перековавшегося рецидивиста

Вскоре милиция собрала сведения: убийцей выпало быть рецидивисту по прозвищу Бурлак, который проиграл в карты крупную сумму и так будет расплачиваться – чужой жизнью. Причём милиция решила, что убивать решили артиста Бориса Андреева – он заметный, шумный, любил весёлые компании, часто вступал в конфликты, не боясь ни милиции, ни криминала, именно поэтому негласную охрану приставили к нему, а не к интеллигентному, уравновешенному Бернесу.

О необычной ситуации доложили Хрущеву, тот пришёл в негодование: уголовники угрожают артисту!

Оперативники поставили в известность криминальных авторитетов: дело зашло слишком далеко, Хрущёв дал санкции на беспощадное наказание вплоть до истребления «воров в законе», если артиста убьют!

Поэтому уголовники тоже стали искать Бурлака, а он, загоняемый и милицией, и своими, в отчаянии пытался раздобыть денег и ограбил храм, но был убит милицией. Естественно, при попытке к бегству.

Хрущеву удалось на время побе­дить организованную преступность, причём в средствах он не стеснялся. Но уже в начале 1970-х годов количе­ство воров в законе снова начало расти. Правда, теперь главными направлениями их деятельности стали охрана теневого бизнеса и разреше­ние споров между предпринимателям и «цеховиками».