О первых хозяевах владения в нынешнем Колпачном переулке, 6 в Москве доподлинно неизвестно.
Есть предположение, что некогда усадьба принадлежала Малюте Скуратову .
Кроме этого, на основании косвенных доказательств, исследователи архитектуры Дмитрий Петрович Сухов и Николай Дмитриевич Виноградов полагали, что могла она принадлежать в XVII столетии Лукьяну Степановичу Стрешневу – тестю первого русского царя Михаила Федоровича.
Далее истории дома прослеживается более точно.
К концу семнадцатого века палаты принадлежали воеводе Кириллу Полиектовичу Нарышкину – отцу царицы Натальи Кирилловны и родному деду будущего императора Петра I.
После его смерти владение сменило несколько хозяев. Ими были стольник Хитрово, семейства Еропкиных и Бутурлиных, а после генерал-майор Константин Степанович Кантакузен.
В 1730-х палаты несколько перестроили и оформили в анненском стиле.
История дома князей Долгоруковых в Колпачном переулке
В 1744 году палаты выкупает Александр Алексеевич Долгоруков – князь, капитан Бутырского пешего полка. Немного позже он приобрел два прилегающих к его участку владения и затеял грандиозное переустройство старого дома.
К работам привлекли сначала зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского (1751-1757), а после Василия Яковлевича Яковлева (1761-1764).
О великолепии здания, исполненного в стилистике елизаветинского барокко, можно судить даже по тому, что дом был внесен в знаменитый альбом московских достопримечательностей Матвея Казакова.
Поражали роскошью и внутренние помещения: стены украшали штофные обои, в комнатах и залах были установлены голландские печи, декорированные великолепными изразцами, повсюду была расставлена только самая дорогущая мебель. Подвальные помещения были забиты всевозможными съестными припасами и изысканными алкогольными напитками.
Парадный въезд в усадьбу с коваными воротами находился со стороны Покровки , вдоль которой возвышалась каменная ограда. К самому дому вела аллея, по обе стороны от которой росли фруктовые деревья. Парадный двор ограждали скульптуры львов, державших в пасти железные цепи.
Алексея Долгорукова не стало в 1782 году. Он оставил завещание на свою сожительницу и крепостную Мырнову, с которой у князя были общие дети. Правда, родственники оспорили последнюю волю хозяина в суде, после чего начались судебные тяжбы, продолжавшиеся более 30 лет.
До вынесения решения дом находился под опекой суда и сдавался в аренду. Таким образом здесь некоторое время проживал Павел Никитич Каверин – калужский и смоленский губернатор, отец декабриста Петра Каверина. Последний дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным и был знатным кутилой и дуэлянтом.
Во время пребывания французов в Москве в 1812 году, в доме Долгорукова разместилась французская полиция под командованием Виллерса и Пюжо. Тогда в этих стенах держали и судили схваченных московских поджигателей .
В 1818 году суд таки принял решение в пользу князя и отставного гвардии поручика Михаила Михайловича Долгорукова.
Настоящий деспот, скандалист и задира. В 1831 году его сослали в Вятку за истязание своей прислуги. Он не успокаивался даже в пути, постоянно избивая крепостных и пытаясь застрелить следовавшего с ним в ссылку поручика Лаврова. Прибыв на место, ни с того, ни с сего, избил попавшуюся на глаза женщину с ребенком, о чем писали вятские газеты. Спустя год был сослан царем подальше – в Пермь, где и умер в 1841 году.
После Михаила Михайловича дом вновь попал под опеку суда, был передан затем представителям семейства Долгоруковых, а после смерти последнего из них владение выкупила купеческая семья.
В начале XX столетия, во время проведения ремонтных работ в подвальном помещении, был обнаружен лаз в подземную галерею, в которой нашли пару древнейших книг и трость с отделанным золотом набалдашником. Говорили, что попасть туда можно было еще в 1905 году, но в последующем потайная плита была залита цементным раствором при устройстве пола в подвале.
Нашел этот ход известный исследователь Москвы Игнатий Яковлевич Стелецкий, долгое время не получавший дозволение от властей на проведение исследования здания.
В 1930-е годы одна из угловых частей дома Долгоруковых была разрушена во время строительства по-соседству жилого дома.
Сегодня бывшие палаты в Колпачном переулке, 6, стр.2 отреставрированы и доступны для посещения.
Фото: mos.ru / wikimapia.org