Найти тему
Vsadnique

Экзистенциализм в Русской литературе

Оглавление

Говоря об экзистенциализме в Русской литературе, помимо хронологической и терминологической справки, мы хотим найти ответы на те вопросы на которые Ф. Кафка, Ж.-П. Сартр и многие другие иностранные писатели и мыслители ответить не смогут из-за отсутствия понимания особого уклада, природных и культурных особенностей русского народа и земли.

Общие философские и социальные параметры экзистенциального сознания (их определяет экзистенциализм), таковы: одиночество, отчуждение, сущность, обреченность, безнадежность, борьба противоречий, «пограничная» ситуация, тревога, тошнота. Параметрами социального существования в экзистенциализме выступают индивидуализм, свобода, возможность выбора.

Естественно, экзистенциальные вопросы возникли намного раньше, чем было предложено первое определение данной темы. Поэтому говорить о начале исследований экзистенциальных параметров с какого-то определенного периода неправильно. Так как основной же причиной существования экзистенциальных параметров является духовный кризис, то данные проблемы проходят тонкой нитью через крупную часть Русской литературы. Все эти темы как будто сопутствуют описанию героев Ф.М. Достоевского: Николая Ставрогина, Алексея Кириллова, Парфена Рогожина, Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова или отставного коллежского асессора и прочих.

«Если Бога нет, всё дозволено»(с) Иван Карамазов, Братья Карамазовы, Ф.М. Достоевский

Предыстория

Почва на которой появились ростки экзистенциализма – гуманизм. Если задачей гуманизма была рациональная и адекватная попытка познать мир, с чем помогали нигилистические подходы, то с экзистенциальной задачей все намного сложнее, тут уже есть попытки описания с трансцендентной стороны, то есть выходящей за рамки, где адекватно описать и невозможно.[1]

Гуманизм как мировоззрение возникло во Флоренции в середине XIV века и являлось неотъемлемой частью эпохи Возрождения. Основные представления о человеке во времена Ренессанса можно выделить в следующие признаки:

  1. Человек богоподобен
  2. Человек занимает исключительное место во вселенной
  3. Человек выше всей природы
  4. Человек – существо которому природа отдана в обладание
  5. Человек должен стать Богом [2 ]
-2

То есть по сути гуманизм говорит о свободе человека от природы, Бога и религиозных или социальных надстроек, человек оказывается перед самим собой. Но вопрос свободы и воли не так прост, как может показаться, о чем в своем труде “Экзистенциализм – это гуманизм” подмечает Сартр:

“… Для людей существование предшествует сущности. Мы получаем во владение бытие, а затем выбираем, как быть. В этом отличие человека от стула, который задуман для определенной цели и изготавливается для достижения этой цели. Сущность стула уже известна, то есть сущность вещи предшествует её существованию. У стула уже есть некий «характер стула», которому он создан соответствовать… человек осужден быть свободным…”(с) Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм — это гуманизм», 1945 г.

Лишь в культуре Московской Руси XIV – XVI веков можно найти первые едва видимые ростки пробуждающегося интереса к «естественному» человеку, его природе и месту в мире. Так, например, «Предание» Нила Сорского ориентирует человека на праведную жизнь «от своего рукоделия» и наставляет на путь нравственного совершенствования. Главным для него было нравственное подвижничество человека, несущего бремя каждодневного труда. Нил Сорский постоянно выступал против формального выполнения религиозного долга, подчеркивал значение нравственного усилия, непрерывно совершаемого человеком.

-3

В конце XVII – начале XVIII века наступает новый этап в истории русской культуры, когда европейские философская и гуманистическая традиции становятся достоянием русских ученых, писателей и общественных деятелей. Реформы Петра Великого заложили в России основы светской культуры, в рамках которой творили ведущие деятели эпохи русского Просвещения. В конце XVIII века Франция входит в стадию Буржуазных революций, основной целью которой является упразднение монархии, создание первой республики де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».

-4

Несмотря на вечное запаздывание в культурном развитии, связанным со многими внешними и внутренними факторами, помимо наличия задатков демократического общества до XII века не оценим вклад в философию гуманизма и педагогики России и Мира работы М.В. Ломоносова.[3 ]. Таким образом, в России были сильные пассионарные скачки в различных местах, идущие в разрез культурной и социальной модели Руси и в чем-то идущие по своему пути.

Легко быть философом, выучась наизусть три слова: Бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин(с) М.В. Ломоносов

Поэтому для Русских писателей отсутствие базы, социального опыта, как, например, буржуазная революция, или традиций по данной тематике дало возможность самостоятельно капнуть в область трансцендентного и разобраться стоит ли жить, есть ли выбор, есть ли Бог и ради чего это все.

Экзистенциализм в России

Трудно найти более экзистенциального писателя, чем Ф. М. Достоевский. Он всем своим творчеством вникает в сущность человека, оголяя ее, проникаясь ею. Он старается как настоящий ученый и знаток человеческой психологии найти в человеке неповторимое, то, что нельзя свести к какой-либо закономерности. Главные герои его романов всегда находятся в духовном кризисе. Он старается как настоящий ученый и знаток человеческой психологии найти в человеке неповторимое, то, что нельзя свести к какой-либо закономерности и быть уверенным в праведности военного или в пороке падшей женщины абсолютно невозможно, даже самоубийца может иметь более высокие мотивы чем большинство живущих. Именно в романах Достоевского показывается уникальность героев, только в пограничных состояниях они открываются с другой стороны, показывает благо и бремя свободы.

Достоевский на примере всех своих героев показывает, что мало выразить себя, показать себя во всей красе, нужно еще обрести смысл жизни. И он видит его в том, чтобы человек лично убедился в том, что он образ и подобие Самого Бога. Нет, по его мнению, лучшего удела для человека, как знать и жить в согласии со знанием, что человек не одинок в этом мире, Вселенной, что он нужен и любим кем-то еще, кроме него. [3 ]

-5

Как и в Германии во Франции был исключительно популярен роман Достоевского «Преступление и наказание», произведение вообще международно значимое. В нем Достоевский, развивая тему романа Стендаля «Красное и черное» (чему посвящено немало специальных исследований), придал проблеме преступного деяния исключительно глубокое философско-психологическое обоснование. Но особенно значим оказался Достоевский для французских писателей XX в., с их подчеркнутым вниманием к сложной, противоречивой природе внутреннего мира человека, к противоречиям его психологии. В этом плане Достоевский даже затмевает другого гения — Толстого.

-6

В России одним из первых исследователей, собравших и систематизировавших характеристики экзистенциального сознания Л.Н. Толстого, был И. А Бунин; они представлены в его работе «Освобождение Толстого». Н. А. Бердяев в работе «Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» (1946) назвал русскую философию (середины XIX – начала XX столетия), развивавшуюся «вне академических рамок», экзистенциальной, ее выразителями, по мнению автора, стали Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, а «из них вышли» такие экзистенциалисты, как, например, Шестов. Если у Ф.М. Достоевского все пятикнижие пропитано психологическими задачами и экзистенциальными проблемами, то у Л. Н. Толстого в большей степени сосредоточено в таких поздних художественных и публицистических текстах, как: «Чем люди живы» (1881), «Исповедь» (1882), «Записки сумасшедшего» (1883), «В чем моя вера» (1883), «Холстомер» (1886), «Смерть Ивана Ильича» (1888), «Отец Сергий» (1898), «Крейцерова соната» (1899), «Живой труп» (1900), «И свет во тьме светит» (1900), «Мать» (1891), «После бала» (1903), «Посмертные записки покойного старца Федора Кузьмича» (1905), «О жизни» (1908), «Путь жизни» (1910). [4]

Представители европейского экзистенциализма (М. Хайдеггер) с пристальным вниманием изучали поздние произведения Толстого, в особенности «Исповедь», как текст, раскрывающий значение «пограничной ситуации» и определяющий моменты обессмысливания человеческой жизни. Так, записные книжки Камю свидетельствуют об особом интересе к «Исповеди», в частности авторское изложение вопроса суицида. Ведь единственной человеческой проблемой в философии Камю считал проблему самоубийства: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства».

-7

Отдельно стоит отметить А.П. Чехова, чьи герои так же ищут себя, Бога, Бога в себе, испытывают Русскую тоску. Но Чехов близок европейским художникам-экзистенциалистам и такой особенностью его поэтики, как гротеск. В рамках же всего художественного мира Чехова в целом он выступает в функции обнажения метафизической и социальной абсурдности человеческого бытия: бессмысленности жизни
перед лицом неминуемой смерти, тотальной нищеты, бессилия и бесправия личности в безучастном к ней мире, глубинной отчужденности людей друг от друга, незаслуженности и бесплодности страданий, составляющих скорбный удел человека.[
5]

После Революции 1917 года данная тематика погасла, а в ход пошел язык пролетариев, канонизированная безграмотность речи, напоминающая детскую и полный уход от личностных проблем, так как человек уже был или рабочий, или крестьянин. В конце XX века вновь эти проблемы на русском языке будет поднимать Егор Летов, а в XXI группы Макулатура и Ночные грузчики показывают экзистенциальный кризис, отвращение к обществу потребления, ад вокруг и внутри человека.

Русская экзистенциальная философия, имеет ярко выраженный эссеистский, фрагментарный и даже в определенной степени художественный характер и в отличии от европейского экзистенциализма имеет иррациональные попытки описания экзистенциальных параметров. Тем самым русский экзистенциализм в большей степени, чем западноевропейский, прокладывал дорогу постмодернизму.

Статьи по данной тематике:

1. Экзистенциализм по полочкам

2. Понять Сартра. Попытка №1. Семья

3. Русская тоска