Найти в Дзене
Русский и Литература

Как написать комментарий в сочинении ЕГЭ? 7 советов с примерами!

Оглавление

Комментарий - это важнейшая часть сочинения ЕГЭ, его сердце. Он должен представлять собой анализ предложенного текста в соответствии с проблемой, выбранной вами. За него дают целых 6 первичных баллов, которые равны почти 11% из 100. Потерять их, согласитесь, очень обидно, поэтому давайте поговорим о том, на чем можно споткнуться при написании комментария.

Коротко о главном.
Коротко о главном.

1. Объем комментария равен 9-10 предложениям. Это самая большая часть сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Как они набегают? В первых двух предложениях нужно кратко сказать, о чем текст. Затем вы переходите к первой цитате, которую надо проанализировать. Это еще минимум 3 предложения. Следом можно указать на взаимосвязь между уже приведенной цитатой и планируемой или сразу вводить 2 доказательство (цитату). Это по вашему желанию. Вторую цитату также следует проанализировать в нескольких предложениях. Итого уже получается 2+3+3=8. В конце комментария должен быть микровывод, выраженный в 1-2 предложениях. Если взаимосвязь вы не показали в середине комментария, это необходимо сделать в конце, связав примеры между собой.

2. Никогда не пересказывайте весь текст в комментарии.

За чистый пересказ максимально снижают баллы до 2 или 1 из 6 возможных. Ведь в приведенном для анализа отрывке может быть несколько проблем, поэтому нужно выделять только те его части, которые иллюстрируют нужную вам. Разберем на конкретном примере. Для анализа возьмем текст из сборника типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ 2021 под редакцией И.П. Цыбулько (вариант 5).

-3
Отрывок текста В.П. Катаева
Отрывок текста В.П. Катаева
Проанализируем текст. В нем можно выделить 3 основные проблемы: проблему истинного героизма, проблему самоопределения, проблему достижения мастерства в своем деле. Какую бы из них вы ни взяли, не нужно пересказывать отрывок сначала, потому что там говорится не о главном герое Ковалеве, поступки которого надо анализировать, а о молодом солдате Ване. Если вы начнете анализ с него, то уйдете в сторону от выделенной проблемы, а значит, потеряете баллы.

3. Перед тем, как писать комментарий, четко определите проблему и не уходите от нее.

Выбирайте ту проблему, о которой вам легче всего будет говорить. Лучше брать основную, тогда вы точно найдете нужную аргументацию (цитаты) в предложенном отрывке. Если вы испытываете затруднения с определением проблемы, задайте себе вопрос: "Что хотел сказать этим текстом автор?". Ответ и будет выходом на проблему. Подробнее об этом читайте здесь:

Как определять проблему для сочинения ЕГЭ по русскому языку? Пошаговая инструкция.
Русский и Литература23 декабря 2020
-5

4. Обязательно используйте 2 цитаты из текста для доказательства своих мыслей.

Цитаты следует выбирать уже на стадии определения проблемы. Прочитайте текст и подчеркните те фразы, которые лучше всего проиллюстрируют проблему, докажут, что она есть в тексте. Они не должны быть слишком большими. Если предложение подходит, но оно очень длинное, можно взять только его часть, "отрезав" лишнее и поставив многоточие. Избегайте излишней цитации: 3, 4 цитаты - это явный перебор. Также цитаты лучше брать из разных абзацев, чтобы показать развитие, ход мысли автора.

Пример:
Если выделять проблему достижения мастерства в своем деле, то цитатами, подходящими для анализа в тексте Катаева, будут: 1. "Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда". 2. "И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода". Остальные мысли, например, где автор говорит о его гениальности, вы можете передать своими словами в анализе.

5. Не вводите 2 цитаты подряд без объяснений.

Как я уже говорила в первом пункте, каждое доказательство, то есть цитата, требуют объяснения, анализа. Он-то и показывает, насколько хорошо вы поняли текст и как вы умеете рассуждать. Именно на ваши пояснения и обращают внимание проверяющие. Чем глубже вы их проанализируете, раскрутите мысль, тем больше шансов на получение максимального балла.

Подсказка: если перед вами текст-рассуждение, можно своими словами передавать мысли автора, подводя к цитатам и интерпретируя их.

Примеры универсальных связок, которые можно использовать в комментарии. Вместо указания на произведение говорить о предложенном тексте.
Примеры универсальных связок, которые можно использовать в комментарии. Вместо указания на произведение говорить о предложенном тексте.

6. Не используйте более 2 речевых клише в комментарии.

Речевое клише - это готовая фраза, помогающая вам структурировать и формулировать мысли. Использовать их можно, но в меру. Большое количество шаблонных фраз докажет проверяющим, что вы не в силах рассуждать самостоятельно. За такой комментарий не ставят максимальный балл.

Примеры речевых клише.
Примеры речевых клише.

7. Не допускайте фактических и этических ошибок!

Фактическая ошибка - это искажение информации, данной в тексте: ошибка в имени, фамилии автора или героев, понимании событий и т.д. За нее вычитают 1 балл по отдельному критерию. Кроме того, могут снять баллы за сам комментарий, если ошибка будет грубой и затруднит правильный анализ текста.

Этическая ошибка - это неуважение по отношению к автору, героям, ярко негативная оценка описываемых событий. Самая простая и частая ее разновидность - при первом упоминании фамилия автора дается без инициалов.

Практический разбор 2 комментариев моих учеников в этом материале:

Сочинение ЕГЭ по русскому языку: 2 комментария моих учеников по сложному тексту
Русский и Литература19 апреля 2021

Удачных вам сочинений!

Анна Терехова

Все материалы канала собраны здесь:

Раскладываем все статьи по полочкам: навигатор по каналу
Русский и Литература13 декабря 2021