Найти в Дзене

Производство трифтазина в 1963 г - неожиданный эпизод в развитии производства КЧХЗ

В январе 1963 г министр здравоохранения Курашов А.А. обратился к министру Славскому Е.П. с просьбой о создании в системе Минсредмаша производства фторсодержащего медицинского препарата психотропного действия, аналога зарубежного Стелазина. Пропись способа получения препарата была подготовлена институтом фармакологии и химиотерапии АМН СССР.

Министр Славский Е.П., после проработки аппаратом своего ведомства совместно с руководством Кирово-Чепецкого химического завода возможности выполнения этой просьбы, принял решение по созданию в цехе 144 КЧХЗ производства фторсодержащего психотропного препарата Трифтазин, с использованием совмещенных технологических схем, мощностью 2 тонны в год (январь 1964 г).

Надо отдать должное директору завода Терещенко Я.Ф. и главному инженеру Звереву Б.П., принявшим на себя сложное, не по профилю завода, дело. Совмещенные схемы многостадийного производства Трифтазина (10 стадий) разрабатывались ПКО завода совместно с цехом 144. Они позволили разместить производство на малых площадях в корпусе 144 и обслуживать его относительно небольшим количеством персонала.

Производство зачиналось в цехе 144, а развернулось в полную силу уже в объединенном цехе 144-145. Создавалось оно хозспособом. Подрядчиками всего комплекса строительно-монтажных работ, начиная с проектирования, выступали службы завода. Финансирование шло из министерской казны, смета расходов составила 454 000 рублей. Создание нового производства всеми участниками было воспринято с большим энтузиазмом. Привожу для примера текст Обращения с первой полосы заводской газеты «Вперед» от 07.12.1964 г. По правилам тех лет названия некоторых цехов и отделов обозначены фамилиями их руководителей.

Обращение коллектива цеха Иванова В.А.
Препарат Трифтазин – один из самых ценных и эффективных средств для лечения психических заболеваний. До сих пор этот препарат по дорогой цене и в недостаточном количестве приходилось закупать заграницей. Нашему заводу, в частности нам, коллективу цеха Иванова В.А., выпала высокая честь впервые в стране освоить выпуск этого сложного препарата.

В работу по подготовке к пуску производства Трифтазина включился не только наш коллектив, но и коллективы Романова Е.И., Романова Г.Ф., Платцева В.Г., Орлова Н.Н., Шушпанова Н.С., Волчека В.А., Тимофеева Н.Е., Гольдинова А.Л., Козлова Н.Ф. и т.д.

Обращение было принято на открытом партийном собрании коллектива цеха Иванова В.А. 30 ноября 1964 г.

Строительно-монтажные работы продвигались быстро, но темпы работ, заданные коллективом цеха 144-145 не выдерживались. В начале июня 1965 г производство Трифтазина приказом по заводу обретает статус производственного участка, начальником назначается старший инженер участка 144 Лейферов С.Е. Позднее технологом участка был назначен Гурьев Н.И. Таким образом в структуре цеха появился третий производственный участок. У молодого участка был опытный и надежный помощник – участок 144 (начальник Соколов Е.М.). Первая стадия производства в промышленном варианте была выполнена впервые в нашей стране работниками участка 144 на своей площадке и своем оборудовании.

Освоение новых технологий давалось с большим трудом. Но упорство и творческий подход к работе были вознаграждены получением первой партии трифтазина в апреле 1966 г в количестве 130 кг. Затем последовала наработка 2 т препарата в счет годового плана 1966 г.

Главный инженер завода Зверев Б.П. выпуску первой партии отечественного препарата придавал большое значение. Он поручил лично мне, как начальнику цеха, производящего трифтазин, быстро доставить на Московский химико-фармацевтический завод им 8 марта ручную кладь с препаратом первой партии, наладить добрые отношения с директором завода и навести мосты между двумя заводами, партнерами по общему делу.

Ручную кладь с психотропным отечественным препаратом я провез в купейном вагоне до Москвы, затем городским транспортом добрался до Арбата, где в Криво-Коленном переулке располагался фармзавод. Переулок оказался недалече, завод открылся сразу. Директриса завода Толоченкова Екатерина Яковлевна встретила меня приветливо, очень доброжелательно отнеслась к инициативе доставки образца первой партии препарата. Далее мы договорились об установлении тесной связи между поставщиком и переработчиком, обменялись телефонами. Выходя с завода в Криво-Коленный переулок, я подумал, что где-то рядом есть дом, в котором живет Булат Окуджава и можно случайно его тут увидеть.

Вспоминая свой провоз трифтазина сегодня, прихожу к выводу, что сейчас с таким грузом меня обязательно ограбила бы наркомафия или пресекла мой путь служба надзора за оборотом наркотиков. Тогда был другой народ и другие порядки.

Летом 1966 г в Ташкенте произошло сильнейшее землетрясение с массовой гибелью людей и поражением психики оставшихся в живых. С Московского ХФЗ срочно туда были отправлены все первые партии Кирово-Чепецкого трифтазина, переработанные в лекарственную форму. Значит, не напрасно мы трудились и старались, сокращая время при создании производства препарата.

В целом судьба производства оказалось печальной. После наработки 1966 – 1969 годах по две тонны препарата в год и имея еще годовой задел, производство препарата пришлось закрыть. Причины было две. Заказчик Минздрав в 4 раза превысил годовую потребность страны в препарате при его заказе. Вторая причина – финансовая несостоятельность заказчика по платежеспособности.

Четкая работа Кирово-Чепецкого химического завода обернулась ему во вред. Запомним этот случай, впереди нас ждет повторение подобного.

Из воспоминаний В.А. Иванова - участника событий, Кирово-Чепецк