Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Новая Земля. Столкновение в воздухе.

Оглавление

Владимир Силенков

ВОЛНЫ ПАМЯТИ

Новая Земля.

Столкновение в воздухе.

Остров Новая Земля, а вообще Арктика, произвёла на меня очень сильное впечатление. В какой то мере, изменила отношение вообще к ценностям жизни, людям. В том суровом климате мы выполняли отчаянно отважную работу, выполнить которую могли только мы, всегда идущие туда, куда пошлют! А посылали нас далеко… И, только благодаря уникальности самолёта Су-27, способного за 1000 километров вернуться на одном двигателе, обеспечить приемлемую навигацию и зайти на посадку в любых метеоусловиях, да и чего скромничать, высочайших лётных качеств тех, кто это выполнял, всё кончалось благополучно.

Эти слова, в полной мере относятся и к лётчикам аэродрома Амдерма.

Удивительно другое, то глубокое равнодушие государственных чиновников высокого ранга, командования, разрабатывающих стратегию, ставящих задачи не понимая, кто и как их будет выполнять…

Фото того времени из окна пятиэтажки, где жили лётчики.
Фото того времени из окна пятиэтажки, где жили лётчики.

На переднем плане слева КДП (Командно-диспетчерский пункт), далее Ил-76 (4 года он там так и стоял). Далее, стоянка Транспортного отряда с Ан-26 и вертолётами, за ВПП виднеются наши Су-27.

Современное фото с КДП. Ил-76 сейчас коснётся ВПП, справа домик дежурного звена на фоне залива  Рогачёва.
Современное фото с КДП. Ил-76 сейчас коснётся ВПП, справа домик дежурного звена на фоне залива Рогачёва.

Первое руководство полётами на о. Новая Земля (Рогачёво)

В Рогачёво я прилетел, когда полк заканчивал переучивание с Як-28 на Су-27 и готовился к стрельбам на полигоне Канин Нос. Я в должности старшего штурмана полка. Пока не до меня, поэтому сажают руководить полётами.

На предварительной подготовке хожу по классам, присматриваюсь к лётчикам в ходе подготовки к полётам. Никого не знаю. Особое внимание обращаю на подготовку к полётам звена, возглавляемого командиром полка подполковником Фалеевым. Это заключительный полёт звена на боевое маневрирование с выполнением «узлов», «крюков», «арканов». Фалееву некогда, всецело «поглощён» текучкой. У лётчиков так и не появился, запланированный полёт методом «пеший по-лётному» не разыграл. Но и сами лётчики, я так и не увидел, чтобы серьёзно готовились к этому заданию. Но, в чужой монастырь со своим уставом не приходят.

И вот, выезжаем на полёты. Перед разведкой погоды едем с Фалеевым по ВПП. Справа на удалении 500 – 800 метров залив Рогачёва закрыт туманом. Ну и, говорю, какая тут разведка погоды? «Это не туман, к нам он не придёт» – отвечает командир и продолжает: «А вон там, (показывает в другую сторону) в первой зоне, нужно постоянно держать самолёт. И если там появится хоть одно облачко, то через 30 – 40 мин аэродром будет закрыт!» (Великое дело: «Новоземельский» опыт. Так и было!)

Вот уже и предполётные указания закончились, а о предстоящем полёте ни слова. Тогда у меня терпение кончается. Подхожу к нему и заявляю, что хочу знать, что они собираются делать в этом полёте? Фалеев воспринимает всё правильно, тут же собирает звено и начинает розыгрыш «пеший по-лётному». А там… «лебедь, рак и щука»! Никогда они подобных маневров не выполняли! Понятия о них не имеют! После нескольких попыток найти общий язык Фалеев говорит: «Всё! Никаких размыканий не выполняем. Летим на обыкновенную групповую слётанность звена».

Полетели. Обстановка в воздухе спокойная. Периодически слышу стандартные команды Фалеева: «Пикирование вправо, боевой влево». В какой то момент слышу невнятную короткую фразу: «………»? Кто, что сказал? Настораживаюсь, прислушиваюсь.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Тут Фалеев запрашивает по очереди, своих ведомых. Отвечает только один. И его доклад: «Ведомая пара, очевидно, столкнулась. Вижу два парашюта»!!!

Даю команду: «Вертолёту ПСС Воздух!» (Поисково-спасательной Службы) Он дежурит тут же, на аэродроме. Это наш, (дивизионный) из транспортного отряда Ми-8т. Экипаж взлетает очень быстро, прямо со стоянки, минуты через три-четыре, но слышу позывной не лётчика по плановой таблице, афганца, с которым успел познакомиться, а инспектора дивизии с нелётной фамилией «К». Но разбираться некогда.

Лётчики стали принимать холодные ванны в Баренцевом море в 35 километрах от аэродрома, без ВМСК (военно-морской спасательный костюм)! Вертолёту лететь ещё минут десять. Время потери сознания человеком в такой воде, 25-30 минут.

На аэродроме базируется ещё эскадрилья «Бакланов» – это лётчики морской авиации, обеспечивающие сам полигон на транспортных вертолётах МИ-8т. У них парковый день, почти все на аэродроме. Обращаюсь к ним, и они уже готовят два вертолёта, но когда будут готовы, непонятно.

Тут ко мне на КДП, от диспетчера вбегает молодой капитан (пограничник из Воркуты) и представляется: «Я прилетел с Нагурской, (Остров Земля Александры, архипелага Земля Франса Иосифа). Вертолёт уже заправлен. Давайте помогу, я подготовлен!» Отвечаю: «Вперёд!» не колеблясь. Его вертолёт Ми-8мт, полчаса назад сел возле самого КДП, преодолев путь более 1000 километров (6 часов в воздухе). И, через 2-3 минуты, как пробка из шампанского, с сильно загнутыми вверх лопастями винта взлетел вверх.

С этим парнем я общался, секунд тридцать, не более. Многое происходит с нами на подсознательном уровне. Это не «пришьёшь» к делу и объяснить невозможно, но я мгновенно поверил в него. И теперь было два вертолёта на двоих лётчиков!

Тем временем «К» подошёл к одному из лётчиков и начал спасательную операцию. Тут, надо пояснить, что вертолёт ПСС есть, но экипаж в нём штатный: 3 человека, командир, помощник (правак) и борттехник). Штатного спасателя, который должен спускаться на лебёдке, подцеплять лётчика к себе и вместе подниматься нет! Не предусмотрен, штатным расписанием. И ни один лётчик транспортного отряда не подготовлен к выполнению спасательных операций над морем. Это предельно сложная процедура. Лётчику вертолёта нет возможности «привязаться» глазами к ориентирам, их просто нет! Определить высоту волн, высоту полёта как? Нужен опыт и нужно быть лётчиком!

Прошло минут 15 после катапультирования. Вертолёт «К» висит высоко, фал с подвесной системой сильно раскачивается, только изредка касается воды. Поймать его лётчик не может. Поток воздуха от винта выбрасывает лодку из-под вертолёта. Лётчик сам свалился с лодки в воду, чтобы оставаться на месте. Но «К» теряет его, сдать назад не может и круг за кругом повторяет заходы на лётчика.

Фалеев тем временем крутится вокруг них на Су-27. Уговаривает «К» снижаться, поясняет его ошибки. Но «К» продолжает висеть высоко и поймать фал с сиденьем лётчику не удаётся.

Подготовлен вертолёт «Бакланов». Фалеев заходит на посадку. По его команде начальник ПДС (лётчик, начальник парашютно-десантной службы полка), сам уже одет в ВМСК, из «высотки» к вертолёту подвозит ещё костюм ВМСК для Фалеева. (Их, костюмов, всего четыре на полк.) Командир моментально из самолёта перескакивает в вертолёт и вылетает на помощь. Он решил лично сам спуститься на лебёдке и подхватить лётчиков. Правда, до сих пор не знаю, есть ли на транспортном Ми-8т лебёдка ЛПГ-300 рассчитанная на двух человек? А ЛПГ-150, на одного человека, точно есть. «Воркутинец» уже на подходе к месту спасения. Слыша это по радио, «К» докладывает: «Я устал висеть, сделаю круг для отдыха и наведу «Воркутинца»». Вертолёт воркутинца подходит к лётчику на высоте 2 – 3 м над водой. Благо, сильного волнения нет. Ещё снижается, накрывает его вертолётом, под вертолётом тихо. Подвесной стульчик наготове, опускается в воду. Лётчик залазит в него быстро, но замёрзшими руками долго застёгивает подвесную систему. Наконец, он в вертолёте.

Прошло больше двадцати минут после катапультирования. А ещё минуты через три-четыре и второй лётчик был на борту «Воркутинца».

«К» заводит «Воркутинца» прямо на госпиталь, находящийся в двадцати километрах от аэродрома. Вертолёт садится прямо перед зданием, туда же подсаживается и Фалеев на «Баклане». Они помогают лётчикам зайти в госпиталь. Переохлаждение оказалось достаточно сильным. Ещё несколько минут, и они потеряли бы всякую подвижность.

Это не у нас, это в ПЕРУ.
Это не у нас, это в ПЕРУ.

Всё окончилось хорошо, не для всех… На следующий день мы всем полком сердечно поблагодарили экипаж «Воркутинца», подарили подарки и он улетел к себе в Воркуту.

На разборе выяснилось, что при выполнении левого боевого разворота, 4-й ведомый с внешней стороны снизу обгоняет своего ведущего и теряет его из виду! Вместо нормального доклада и стандартных действий при потере ведущего, (выход во внешнюю сторону) как написано в НПП, тогда и прозвучала его, никем не понятая хриплая фраза зазнавшегося фраера: «Я ведущий»! (Ларингофоны, наверное, на животе были от перегрузки 3-4.) В дальнейшем, потянувшись за первой парой, бьёт снизу килями по фюзеляжу своего ведущего. Какой позор… и показатель уровня подготовки (приписок) лётчиков 1го класса.

Через несколько дней мне звонит диспетчер и просит подойти. На него вышел «Воркутинец», и хочет поговорить со мной.

Как выяснилось, его отстранили от полётов и снимают с должности с формулировкой: «За «самовольный» вылет и грубое нарушение НПП». Со мной его командир авиаотряда даже и разговаривать не стал (по телефону). Странные люди. А ведь лётчик, наверное… Что-то там личное, подозреваю.

Понимал ли я, поднимая чужой вертолёт с выбранным лимитом налёта лётчика, что грубо нарушаю законы лётной службы? Скажу прямо: «НЕТ!» Законы пишутся для «нормальной» жизнедеятельности. А тут форс-мажор, на кону жизнь людей. Превышение нормы налёта? Усталость? Так на адреналине чего только не сделаешь! И претензий мне предъявлено не было.

Потребовалось вмешательство командования армии, а затем и руководства ПВО страны, чтобы уладить инцидент.

Командир полка Фалеев лишился должности. Лётчиков перевели служить в другой полк.

Выводы о недееспособности ПСС сделали сами лётчики. Объявили «забастовку» на полёты над морем. Перекроил я всю схему движения в районе аэродрома, и начали утюжить небо над сушей. Так длилось с полгода.

Как-то подходит ко мне начальник авиации дивизии полковник Торкатюк В.С. и предлагает слетать на ЗФИ (Земля Франса Иосифа 1000 км от аэродрома Рогачёво). Пункты наведения уже не боеготовы, все сроки вышли. Полетели… Несколько раз слетали сами, и стали по одному подключать лётчиков из полка. Так постепенно, «забастовка» и закончилась.

Но за последующие четыре года, в поисково-спасательной службе ничего не изменилось. Это представьте себе, вертолёту уйти в открытое море за 400 км (радиус действия вертолёта с дополнительным баком), кого-то там найти, повисеть, поднять и вернуться назад. Фантастика! А мы уходили за 1000-1200 км.

Зато, костюмами ВМСК обеспечили быстро.

Почитайте Павла Машкина о спасении Челюскинцев. Момент зарождения ПСС. А «Воз и ныне там».

https://zen.yandex.ru/media/id/5e69567b327b3f744e003c91/kto-ostalsia-v-teni-pervyh-geroev-maloizvestnye-uchastniki-spaseniia-cheliuskincev-vstuplenie-5f7d9b17b516ad3bd86d5596

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Владимир Силенков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен