Родители нередко спешат научить своё чадо читать (особенно такая тенденция наблюдается в последние 10 лет).
В этой статье я расскажу, почему не стоит учить ребёнка читать, а уж тем более алфавиту, пока ему не исполнится 5!
1 причина. Это просто заученная информация.
Примерно до 5-6 лет дети мыслят картинками и образами. Они запоминают букву как символ, могут её назвать и даже написать! Также дела обстоят и со слогами: малыш запоминает, как произносится написанное МА (также по символам).
В какой-то момент родителям даже может показаться, что им удалось, процесс пошёл! Ребёнок произносит знакомые слоги и короткие слова из книги. Но это не осмысленное чтение, а просто заученная информация.
Допустим, он запомнил, как «читаются» слоги, но даже, прочитав слово из знакомых слогов, ребёнок не объединит их в одно слово, не поймёт смысл прочитанного (особенно это будет заметно, если вы дали прочитать ему «новое» слово, которое он знает, но ещё ни разу его не «читал»).
2 причина. Проблемы транскрипции.
Логопеды частенько жалуются: сначала родители ребёнка учат буквам (М - «Эм», Ш - «Ша», Л - «Эль»), а не звукам. В результате он читает не «кошка», а «каошкаа» и, конечно, не понимает прочитанного. И приходится переучиваться.
Поэтому если интерес к буквам проявляется, учите звукам, которые они обозначают: Т - [т], а не "ТЭ", Ж - [ж], а не "ЖЭ" и т.д.
3 причина. Ребёнок пропускает важные этапы развития, соответствующие его возрасту и интересам.
Если хотите помочь ребёнку научиться читать, то развивайте у него навыки, которые в будущем помогут избежать проблем с чтением (дислексию).
По данным исследования института возрастной физиологии РАО: у 40–60% детей к школьному возрасту не сформировано внимание!
Кстати, об этом я планирую написать отдельную статью (подпишитесь, чтобы не пропустить публикацию).
4 причина. Вы мешаете развиваться правому полушарию!
Не стоит забывать, что чтение в столь раннем возрасте вызывает сильное умственное напряжение. При этом - левое полушарие начинает активно работать, а происходит это в ущерб правому.
Кстати, страдает и эмоциональная сфера, поскольку в то время, когда должны формироваться навыки социализации, мозг ребёнка занят совершенно другим.
5 причина. Это портит зрение.
До 5-6 лет у детей формируется цилиарная мышца, а чрезмерные зрительные нагрузки приводят к близорукости. Офтальмологи настоятельно не рекомендуют заниматься преждевременным обучением чтению.
6 причина. «Угадывающее чтение».
Так называют чтение, при котором ребёнок, видя первые буквы слова, пытается угадать слово. Обычно это последствие раннего обучения.
Конечно, бывают по-настоящему одарённые дети! Это совсем другое: когда ребёнок САМ проявляет интерес к буквам и чтению ("А что это за буква?" "А что это за слово?", просят научить читать и всё схватывают на лету), - чтение не мешает формированию других важных жизненных навыков.
Но одарённость не носит массовый характер (таких детей на самом деле единицы), её не стоит путать с обученностью. Технический навык освоится здоровым ребёнком в дальнейшем в любом случае, а вот, если слишком настаивать на раннем обучении (без желания самого чада), на способность получать удовольствие от чтения повлияет негативно.
Как вы относитесь к раннему обучению чтению?
Если статья была полезна, нажмите "палец вверх". Благодарю за внимание!