Если мы часок поиграем в игры, связанные с ассоциациями, с незнакомыми или малознакомыми людьми, то, наверняка, сможем составить о них своё первое впечатление и немного охарактеризовать. Помимо того, что мы будем видеть и слышать игроков, мы будем невольно обращать внимание на их ассоциации с кем-то или чем-то. Ведь наши ассоциации связаны с нашим образом жизни, окружением и личным жизненным опытом.
А если игроки - это дети? Они еще не накопили достаточного жизненного опыта, да и мышление у них значительно отличается от мышления взрослого человека. Легко ли "раскусить" их, играя в ассоциации? Давайте проверим. Как насчет слова "ремень?"
✅ Ассоциации со словом "ремень"
Недавно мой младший сын участвовал в конкурсе о безопасности на дорогах, и мы с детьми выяснили, что у слова "ремень" есть несколько значений и функций.
Как видно из нашего плаката, ремень много для чего используется. Могу предположить, что ремень у детей может ассоциироваться со следующими группами слов:
👖 ремень, одежда, брюки, штаны;
😡 ремень, наказание, воспитание;
🚕 ремень, машина, безопасность.
Я попросила мам учеников 1»А» класса 97 школы г. Волгограда, чтобы их дети продолжили фразу: «Ремень нужен для того, чтобы...»
✅ Результаты опроса первоклассников
7 ребят из 10 на слово "ремень" предложили ассоциации на одну функцию ремня. 1 первоклассница из 10 подошла к заданию основательно и ответила, что ремень нужен "чтобы подтягивать штаны" и для воспитательно-наказательных целей (две функции ремня). 2 первоклассника из 10 оказались со мной "на одной волне" и перечислили три функции ремня, как и я. Отмечу, что один из этих двух гениев - мой сын. Мы к нему вернемся чуть позже.
Если говорить о том, с чем конкретно у первоклашек ассоциировался ремень, то:
☑️ 7 ответов были связаны с брюками и штанами (ремень нужен, чтобы они не спадали);
☑️ 3 ответа касались ремня безопасности (чтобы не выпасть из машины);
☑️ 4 ответа подразумевали воспитательно-наказательную функцию ремня;
☑️ 1 ответ был связан с такой функцией ремня, как создание определенного стиля в одежде: если на девочке одеты джинсы, то к ним необходим ремень. Об этом я и не подумала.
✅ Ассоциации у детей младшего школьного возраста могут быть связаны с накопленными теоретическими знаниями
У детей младшего школьного возраста особенности памяти развиваются под влиянием обучения и связаны с интеллектуальным развитием (Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.).
Следовательно, если первоклассник на слово "ремень" высказал несколько групп ассоциаций, это необязательно связано с тем, что с каждым из видов ремней он близко знаком. Скорее всего, ребенок интеллектуально развит, имеет тягу к знаниям и способен припомнить несколько функций ремня.
Получается, что, с одной стороны, высказанные ассоциации первоклассников на слово "ремень" могут не иметь отношения к их личному жизненному опыту. Например, опрошенные девочки говорили о брючном ремне касаемо мальчиков и взрослых мужчин.
✅ Ассоциации у детей младшего школьного возраста могут исходить из их жизненного опыта
С другой стороны, психологи утверждают, что
"...мышление детей тесно связано с их прошлым опытом, и поэтому в предметах и явлениях они часто выделяют только те стороны, которые свидетельствуют об их применении, действии с ними".
Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М. : Флинта, 2014.
Отсюда можно сделать вывод о том, что высказанные ассоциации ребят по поводу функций ремня могут исходить и из их жизненного опыта, а не только являться теоретически накопленными знаниями.
И вот я в тупике. Как посторонний человек, который незнаком с опрошенными первоклашками, составить первое впечатление о ребятах лишь по одной ассоциации я вряд ли смогу. Какую ассоциацию назвал ребенок? Которая просто первой пришла ему в голову? Та, которая ему ближе всего? А, может, та, которую хотели услышать родители?
✅ Ребенок младшего школьного возраста может подумать об одной ассоциации, а высказать вслух - другую. Всё зависит от окружения, участников беседы и конкретных обстоятельств
Большое влияние на ответ первоклассника на какой-либо вопрос имеет человек, который его задает. Когда ребятам задают вопросы люди, участвующие в их воспитании и образовании (родители, учителя), дети уже понимают, что следует сказать вслух, а о чём нужно промолчать. Они могут выборочно говорить или молчать исходя из своей личной выгоды или определенных обстоятельств. Например, ради похвалы и одобрения или с целью избежать наказания.
А теперь хочу напомнить вам о нашем участии в конкурсе о безопасности на дорогах и нашем агитационном плакате. Вы уже знаете, как мой сын-первоклассник, который неделю наблюдал за процессом создания плаката, продолжил фразу "Ремень нужен для того, чтобы..." Так вот сначала он глубоко задумался, даже потер ладонью лоб. "У моего ребенка проблемы с памятью?" - насторожилась я. Далее сын прикрыл лист ладонью и довольно быстро написал следующее:
Взглянув на ответ, я сказала: "Всё как на плакате". Однако мой ребенок мне возразил: "Нет, это я просто вспомнил". А потом он отправил мне бессловесное послание: "Какое примитивное задание. Да, я - гениальный и при этом очень скромный. Аплодисментов не надо". Безусловно, мой сын гениален, я же его мама. Но могу предположить, что не будь плаката, всё сложилось бы по-другому.
✅ Наступит день, когда мы, родители, станем для наших детей "книгами", которые подвергнутся литературной критике с их стороны. Хорошая новость в том, что у нас еще есть время. Есть время - создать из наших семей литературный шедевр
Рассуждая о наших детях и пытаясь составить хоть какое-то первое впечатление об одноклассниках моего сына, с которыми я еще очень мало знакома, снова напоминаю себе о следующем. Какая же особенная, глубокая связь между нами, родителями, и нашими детьми. Если я всё еще нахожусь в догадках по поводу результатов своего эксперимента, то каждая мама, взглянув на ответ первоклашки о ремне, сразу без всякого анализа всё поняла. Поняла без слов и объяснений, почему ее ребенок ответил так, а не иначе. А если не поняла, может поиграем еще?
Исходя из сказанного, наш родительский план по дальнейшему воспитанию и развитию ребят прост. Достаточно помнить о том, что мы, родители, всё еще являемся главными «живыми» толковыми словарями для наших детей. Они, прежде всего, «читают» нас. Те «невидимые» знания основ жизни, которые заложим в них мы, станут крепким фундаментом их дальнейшего пути. И если наш с вами «толковый словарь» окажется шедевром мирового искусства, то существует большая вероятность, что в будущем наши дети будут тянуться к таким же интересным, содержательным «живым книгам»; к людям, которых приятно, познавательно и поучительно «читать»!
И пусть ремень, каким бы он не был, приносит в ваши семьи опрятность во внешнем виде, безопасность на дорогах и дисциплину, привитую детям мудрыми способами!