Биографические исследования жизни талантливых людей показывают, что наставнические отношения являются определяющим условием развития выдающихся способностей и творческих достижений. Наставничество возникает в отношениях, в которых более опытный или сведущий человек помогает менее опытному воспитаннику усвоить определенные компетенции.
Важно обратить внимание на то, что суть наставничества не сводится к передаче знаний. Успешным наставничество становится тогда, когда воспитаннику удается перенять творческое видение своего наставника, подход к работе и мышление. При этом наставнические отношения могут касаться как узкопрофессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития.
Наставник нужен человеку в ситуации неопределённости. Он помогает видеть смысл и преодолевать сложности. Наставник должен обладать личным опытом в своей сфере деятельности и уметь этот опыт передавать с отрефлексированной позиции. Это значит, что важен не только опыт, связанный с достижениями и победами, но и негативный опыт, его анализ.
Наставнические отношения всегда складываются на добровольной основе. Наставник не может быть приставлен сверху, административно. Это обусловлено тем, что не каждый человек готов к наставничеству. Наставник должен не только владеть педагогическими приемами, но и испытывать потребность делиться своим опытом. Помимо прочего между наставником и воспитанником должна возникнуть симпатия. В противном случае наставнические отношения могут быть сведены к формальной передаче знаний (но не опыта!).
Стоит отметить, что существуют очень близкие понятия, затрагивающие вопросы наставничества, в которых легко запутаться.
Менторство (от лат. mentos – намерение, цель, дух, mon-i-tor – тот, кто наставляет) переводится как «наставничество», но имеет несколько иной смысл. Менторство предполагает длительную неформальную коммуникацию между человеком, который имеет большой профессиональный опыт и знания и человеком, который в них нуждается (протеже). Передаваемые опыт и знания воспринимаются как особо значимые для карьеры или профессионального развития. Ментор помогает связать обучение с практическим применением знаний, помогает понять особенности профессиональной культуры и установить необходимые профессиональные связи.
В ученической среде распространено тьюторство . Это такой вид педагогического сопровождения для выстраивания индивидуальной образовательной программы воспитанника. Тьютор не преподаёт предметы, не обучает, не делится личным опытом, не навязывает свою точку зрения, не дает советов. Он наблюдает за воспитанником и исследует его интересы. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос у ребенка ещё не сформирован. При этом тьютор старается помочь ребёнку понять, чего он хочет.
Сопровождение тьютора нужно:
- когда у ребенка пропал интерес к учебе,
- когда ребенок хочет все и сразу и не может выбрать чем заниматься,
- когда семья сознательно планирует обучение ребенка (поступление в ВУЗ, дополнительное образование),
- к огда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.
Со старшими подростками и взрослыми может работать коуч. Он подталкивает человека в движении к уже сформированной цели. Коучинг больше относится к краткосрочным партнерским отношениям нежели к наставничеству. «Coach» переводится как «повозка», т. е. способ передвижения от пункта к пункту (от цели к цели). Коуч не обязательно должен быть специалистом в области деятельности своего клиента. Он не делится собственным опытом. Его задача вдохновить ученика, помочь найти скрытые ресурсы, отказаться от ограничивающих убеждений, замотивировать на успех.