В данной статье предлагаются различные упражнения на развитие выразительности речи. Итогом занятий может стать пьеса, которую вы разучите и поставите с детьми. Данная информация, возможно, заинтересует педагогов дополнительного образования, руководителей детских театральных коллективов.
Занятие УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
Что за прелесть ~ это яркое, звонкое слово!
Н. В. Гоголь
Вы не раз слышали на уроке от учителя: «Прочти выразительно! Скажи громко и выразительно!»
Что значит говорить выразительно? Исходя из толкования слов, «выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое важное, главное в своем высказывании; «выразительно говорить» — говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей. Не случайно слова: «образно», «заразительно» и «выразительно» — считаются исторически родственными словами.
Следует помнить, что выразительно в речи то, что выделяется на общем фоне, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес.
Одним из главных средств выразительности речи является ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Одно и то же можно сказать разным тоном, выражая при этом самое разное отношение к произносимому и вызывая разное отношение слушателей к тому, о чем вы говорите. Обычно, характеризуя тон, говорят, что он — убеждающий, уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый или ласковый.
Правильный выбор ТОНА часто помогает вашему собеседнику прислушаться к вашей просьбе, утверждению, приказу и т.п., а значит — правильно вас понять и оценить сказанное. Вот почему говорит народная мудрость: «Верный тон и речь красит, и успех делу сулит!»
упражнение 1
Выполняя это упражнение, вы научитесь правильно интонировать — выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию. Правильное интонирование — первое условие выразительности звучащей речи.
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты; правильно, в соответствии со знаками препинания, делайте паузы: «запятая» — незначительная пауза; «двоеточие» — длительная пауза перед пояснением; «тире» — достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлении; «точка с запятой» — длительная пауза в конце смыслового отрывка.
1. Кто хочет много знать — тому надо мало спать! Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
2. Красна птица перьем, а человек — учением! Красна птица перьем, а человек — учением!
3. Тьма свету не любит; злой — доброго не терпит. Всем известно: красна речь — слушанием.
4. Испокон века: книга растит человека!
5. Речь — любит течь; фраза — идти потихонечку, а слово — бежать да играть!
упражнение 2
Выполнение этого упражнения поможет вам овладеть смысловой интонацией.
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием на полях. Обратите внимание на знаки препинания, которые регистрируют правильный выбор интонации.
(Спрашиваете, удивляясь — ?!) СНЕГ ПОШЁЛ (Восхищаетесь, радуетесь — !) (Огорчаетесь смене погоды ...) (Грустите, потому что не любите зимний холод — ...)
(Спрашиваете и просите одновременно — ?!)
(Радостно сообщаете об этом друзьям — II) МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК (Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк, или в парк на аттракционы — ?..)
(Заявляете на правах старшего младшему братишке или сестренке — !...)
упражнение 4
Прежде чем выполнить это упражнение, познакомьтесь с дополнительной информацией, которая откроет вам такую особенность выразительности речи, как Благозвучие.
М. В. Ломоносов считал, что звуки обладают содержанием и смыслом.
Например, частое повторение звука «А» — способствует тому, что «читающий ощущает пространство, великолепие, глубину и вышину»; частое повторение звуков «Е», «И» — «ведет к изображению нежности и ласковости». Звуки «М», «Л», «Н» — более приятны нашему слуху, чем «Р», «Т», «Г», а звуки «Ф», «Т», «Ц» — вызывают неприятное, отталкивающее ощущение.
Каждый человек, по мнению М.В.Ломоносова, должен «уметь слушать» звук родной речи, понимать законы благозвучия, т.е. чистого и красивого звучания.
Прочитайте предлагаемые ниже стихотворные отрывки и оцените роль выделенных звуков в создании общего звукового рисунка стихотворения. Подчеркните (особенно выделите) голосом повторяющиеся звуковые сочетания и прислушайтесь к возникающим музыкальным образам.
Пара барабанов
Била бурю,
Пара барабанов
Била бой.
И. Сельвинский
Идет, гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум... Н.А.Некрасов
Ax , как ладно льется слово «ЛАДОГА»,
Словно Лада, лебедь, Лель.
Ладога, ношу, тебя, как ладонку,
Уходя за тридевять земель.
Ю. Андрианов
Продолжая воевать со стужей,
Смелый март шагает без дорог,
Как мальчишка, шлепает по лужам.
К. Ибряев
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон...
А. С. Пушкин
Полночной порою
В глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.
К. Бальмонт.
Упр. Для пальчиков.
Наши первые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши первые цветки, закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
«Мальчик и мотылёк»
- Мотылёк, мотылёк, сядь поближе на цветок.
- Я бы сел на цветок, у тебя в руке сачок.
- Мотылёк, мотылёк, я тебя ловить не стану,
Подойду и только гляну,
Посчитаю сколько ног у тебя, мотылёк.
- Я и сам могу считать: раз, два, три, четыре, пять.
Стихи. И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка»
- Лютик, Лютик, что хохочешь?
-Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
Чики – брики черебрики,
Маятник качается,
Эне бене черебрене
Скака приближается.
Не простая сказка эта, в ней и шутка и намёк,
В нашей сказке спрятан где-то
добрым молодцам урок.
Вслед за сказкой нашей звонкой
В край отправимся лесной,
Не исхоженной сторонкой,
Незнакомой стороной
Чики брики черебрики,
время приближается.
Эне бене черебренэ
Сказка начинается
«Весняночка».
Весенняя сказка.
Действующие лица:
Зайцы
Волк
Лиса
Веснянка
Ромашки
Бабочки
Птицы
Зима.
1 картина
Зайцы. (Будят лес).
1. Все цветы весной проснулись,
2. Солнцу дружно улыбнулись,
3. Эй, друзья, пора вставать.
Вместе. Нам Весну пора встречать.
1. Я с утра вскочил чуть свет, всех бужу, а толку нет.
2. Все попрятались куда-то, словно малые ребята.
Волк. Что за шум, а драки нет?
Быстро дайте мне ответ!
Зайцы. Весну сейчас встречать идём, ей мы песенку поём.
Исчезай, пушистый иней.
Лес, просыпайся ото сна!
Из-за дали синей – синей
Приходи скорей, Весна.
Волк. Подождите, подождите, всё попорядку расскажите.
Зайцы.
1. Говорят Яга – старуха, бродит по лесу, ворчит, всем веселиться запретит, лишь с Зимою крепко дружит, ей Весны приход не нужен,
2. Мы Веснянку найдём и Весну - встречать пойдём.
Волк. Ладно, с вами я пойду,
Найти Веснянку помогу.
Бежит Лиса.
Помогите, помогите, от Яги меня спасите!
Волк.
Что случилось, говори
И так громко не ори.
Лиса
Яга мой яркий хвост украла
И куда-то убежала… (плачет)
Волк. Как его ты прозевала?
Лиса. Ах, у речки я сидела,
в отражение смотрела,
я собою любовалась
и без хвостика осталась.
Зацепился он за ветку,
я за помощью пошла,
а когда пришла на место,
хвоста я там уж не нашла.
Яга мой хвостик утащила
и к шубе меховой пришила.
Волк. Да попала ты в беду.
Но тебе я помогу.
Веснянку мы пошли искать,
А потом Весну встречать.
2 картина
Звучит музыка, Щебет птиц.
Птицы
1.- Я на веточке сижу, а ты?
2.- Я на веточки гляжу, а ты?
3.- А я песенки пою, а ты?
4.- Я взовьюсь и улечу, А ты?
1.- Слышу я в лесу шаги, а ты?
2.- Слышу я, идут враги, а ты?
4. А я нет, а я нет, я вижу, кто идёт, это лучший наш друг – это Веснянка!
(Вальс цветов).
Веснянка.
Милые ромашки,
жёлтенькие глазки,
Вы мне подскажите
как Солнышку - помочь?
Милые ромашки,
жёлтенькие глазки,
Скорее помогите
Зиму отправить прочь.
Цветы.
1. Зиму нам надо рассмешить,
2. Танцем, песней удивить,
3. От тепла, чтоб разомлела,
4. Чтоб на север улетела.
Бабочки
1. Мы станцуем танец ей, что для глаз всего милей,
2. Будем весело порхать,
3. Будем дружно танцевать! (Танец)
Веснянка. Вместе все пойдёмте к ней. Веселить Зиму скорей.
3 картина
Зима. Живу я на опушке, в маленькой избушке. Зимою я зовусь, морозов не боюсь. Солнце рано встаёт и мне спать не даёт. Я будильник закопаю, Весны приходу помешаю. Пусть в лесу темно и сыро, для меня всё это мило. Лисий хвост Ягу согреет, темнота мне сон навеет. Яга мне хвостик подарила, чтобы с нею я дружила. (Засыпает)
Входят звери и птицы.
Зима. Кто шумит, кто поёт, кто мне спать не даёт?
Веснянка.
Здравствуй, Зимушка-Зима
Ты понять должна сама,
Что часы пора отдать,
Нам нужно солнышко встречать.
Проводить тебя пришли,
Тепло на крыльях принесли.
Танец цветов и птиц.
4 картина
Зима
В сердце льдинки растопились,
Глаза улыбкой осветились.
Вижу, уходить пора
Мне от этого двора.
Вот будильник я отдам,
Будить он солнце будет вам.
(Передаёт Веснянке будильник)
Ягу с собою заберу,
Не любит летнюю жару.
(Радуются все)
Для Лисы подарок есть,
Что не сможет глаз отвесть.
(Отдаёт хвостик)
Лиса.
Ой, мой хвостик дорогой,
Не расстанусь я с тобой.
Все.
Прощай, Зима холодная
Приходи, Весна – красная!
(Зима уходит, Зайцы, Волк, Лиса её провожают)
Птицы, Бабочки, Ромашки.
Будем петь и танцевать,
С песенкой Весну встречать.
(Общая песня и танец.)