Едва ли найдется в истории отечественной литературы настолько многогранного писателя, как Н.В. Гоголь. Его творчество - это полные чудес и задорного юмора украинские рассказы (из за стилистики которых также Гоголя можно назвать автором первой отечественно хоррор литературы); это также полная сочувствия к «маленькому человеку» , веющая холодным петербургским холодом «Шинель»; это мистический «Портрет». Гоголя – историка мы чувствуем в «Тарасе Бульбе». И, конечно же, «мертвые души», в которых тоска по родине, любовь к ней проходит сквозь горькую сатирическую улыбку. Даже его переписка, изданная отдельной книгой, считается образцом эпистолярного жанра.
Но в данном случае речь пойдет о не менее значимой грани таланта Николая Васильевича – таланта драматурга. Написав, по сути, два больших драматургических произведения, Гоголь навсегда вошел в историю российского театра. Наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Пушкиным, он, по сути, создал в России национальный бытовой театр. Конечно, говоря о Гоголе, как о драматурге, невозможно не упомянуть Малый Театр и М.С. Щепкина, блестяще сыгравшего Городничева, судьба которого связана с гоголевской пьесой, также как спустя несколько десятилетий спустя будет неразрывно связана судьба Чехова драматурга и Московского Художественного театра.
Проза Гоголя также очень сценична, постоянно ставятся постановки "Шинели", "Портрета", петербургского цикла.
Невозможно писать для театра, не зная театра. Гоголь питал интерес к театру с юности, играл в любительских постановках.
Удивительно, как люди, подобные Гоголю и Пушкину, не будучи профессиональными актерами, глубоко понимали суть этой профессии. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах»,- именно эта цитата возведена в основу принципов Станиславского. О понимании актерского мастерства нам говорит его наставление актерам, о котором речь пойдет дальше.
Создание драматургических произведений Гоголем очень расплывчато по времени. Первой должна была стать пьеса «Владимир третей степени», которую Гоголь так и не закончил. Обработанные отрывки из пьесы он использовал в последствии отдельно.
Примерно в это же время создавался сюжет будущей «Женитьбы» (первоначальное название «Женихи»).
В октябре 1835 г он писал Пушкину о том, что ему срочно необходим сюжет, и тот подал ему идею о псевдоревизоре, который навел страху на нечистое на руку чиновничество. Следует отметить, что сам сюжет был к тому времени уже не нов и использовался в литературе и на сцене (пьесы «Приезжий из столицы», «Ревизор из сибирской жизни»). Так или иначе, это не имеет никакого значения, так как вся ценность шедевра Гоголя не в хитрости сюжетных ходов, а в трагической глубине осмеиваемой ситуации. Г.А. Товстоногов определял исходное событие "Ревизора" как разграбленный город. И грабили его самобытно по-русски, с непередаваемой на другой язык и культуру колоритностью. К моменту написания комедии Гоголь как драматург давно вынашивал мечту видеть на подмостках национально бытовых героев и злодеев. «Дайте нам наших плутов, наших чудаков» - призывал он. И создал их сам всего за два месяца.
Вместо типичных водевильных ситуаций с мошенником плутом в главной роли здесь мы видим, что героем взят целый город, город, как часть целого, характер пагубных страстей. И «противостоит» городу не ловкий обманщик, а абсолютно никчемная личность, вся сила которой в способности верить самому себе в самой невразумительной лжи, загораясь в ней от внимания окружающих. Именно этого отличия не понял первый исполнитель роли Хлестакова, сильно раскритикованный Гоголем после премьеры.
Необычной является и раскрытие интриги. Ведь по сути, в конечном счете оказывается что всё действие происходит без причины, просто по ошибке. Чиновничество само взвинчивает себя до предела, и, поняв это, входит в оцепенение.
Немая сцена также является одним из особенностей пьесы. В неподвижной мимике, пластично изображается ужас обманувшихся чиновников. В замерших от изумления лицах чиновников мы видим портрет всей России, конечный аккорд всей пьесы. Гоголь придавал огромное значение этой сцене, подробно, подобно художнику обрисовав ее в своем наставлении.
Глубокое понимание Гоголем сути актерского мастерства говорят нам как минимум два документа, первое – это письмо, написанное после премьеры Ревизора, и второе – "предуведомление" актерам по игре в «Ревизоре»
В первом Гоголь критикует исполнителей ролей Хлестакова, Бобчинского и Добчинского и др. Он выступает не просто как критик, отмечающий недостатки, он прямо говорит, что нужно было сделать и как это сделать. Во втором Гоголь дает конкретные советы к освоению ролей. В его разъяснениях прослеживаются такие актерские понятия, как сверхзадача роли, сквозное действие, зерно роли. Например, Гоголь говорит об общечеловеческом выражении роли, о том, что является главной заботой этого лица, о чем он постоянно думает, просматривается понятие сверхзадачи. Частные моменты и мелочи, пишет он, второстепенны и за ними легко можно потерять главное в роли.
Он критикует исполнителей Добчинского и Бобчинского за то, что те играют формально подлецов, кривляются без повода. Тогда как актеры, исполняющие их должны уяснить цель своего существования (сквозное действие!).
Гоголь, тем самым, подтверждает слова К.С.Станиславского о том, что его т.н. система – не изобретение, «по системе» играли с давних пор те, кто следовал в своей игре законам природы, в том числе Михаил Щепкин.
Женитьба в своем сюжете сильно отличается от Ревизора. На смену гражданской, административной проблеме приходит тема индивидуальной нерешительности, страха перед переменами в судьбе. У этих пьес есть и общие моменты. Так, и в том и вдругом случае в центре коспозиции интрига, окончившаяся ничем. Подколесин так и не женится в итоге.
Подколесин - это олицетворение извечной русской нерешительности. В финале он мечется и не знает, что ему делать. Уговаривает себя в одном и тут же делает другое.
Судьба Гоголя – драматурга также трагична как и Гоголя – писателя. Создав несколько произведений, способных стать маяками для русского национально бытового театра, он вынужден был терпеть постоянные нападки на себя.
Премьера "Ревизора" прошла на ура. С этого момента он, как и "Женитьба" не сходит с подмостков страны. Сам же Гоголь постоянно испытывал на себе бремя осуждения в "непатриотизме". Его чувствительная натура не выдержала этого, и он уехал, дорогой вынужденный лечить израненную душу.
Что же касается его вклада в разитие русского театра то, к сожалению, дорогой, проложенной Гоголем совместно с Фонвизиным и Грибоедовым смогли пойти уже значительно позже, после смерти самого писателя. Создание обширного репертуара русского национального театра не состоялось до времен Островского. Но дело Гоголя не пропало, пьесы его не только занимают почетное место в списке «классики» русской драматургии, они по прежнему актуальны, т.к. не имеют срока давности.