Привет, дорогой читатель! В своем видео на канале Ютуб я рассказывал о самых малозаметных деталях киноленты "Джокер" 2019 года, которые заставляют посмотреть на интерпретацию событий ненадежного рассказчика под иным углом. В этой статье я расскажу о самых интересных из них.
Кадры из комнаты видеоконтроля.
Вы обратили внимание на то, что все события фильма "Джокер" происходят неотрывно от присутствия Артура Флека? Артур не позволит нам посмотреть даже отрывок своего любимого телешоу, абстрагировано от него самого. Не даст возможности самостоятельно понаблюдать за разговором своей матери и лечащего врача, произошедшего тридцать лет назад. Оно и логично, это все его рассказ, и мы в его голове. Тем не менее, в фильме есть пара эпизодов, которые происходят в отрыве от присутствия Артура. Это убийство Уэйнов и еще одна коротенькая сцена, показанная нам после триумфа садисткой ипостаси Джокера на шоу Мюррея Франклина. Это кадры из помещения под названием «комната видеоконтроля». Да, мы и до этого лицезрели Артура в объективах камер, но, это так же было обусловлено его непосредственным нахождением рядом. В данном случае – все по-другому. Джокера в этой комнате не было, эти кадры были показаны жителям Готэма во время телетрансляций. Этот видеоряд говорит о том, что все, что произошло за шоу Мюррея, все сказанное там и все произошедшее после – чистая правда.
Метаморфозы дневника Артура.
Дневник Джокера – это эдакая проекция его психоманиакального погружения во тьму насилия и садизма, своего рода повествовательный «артефакт» киноленты. Но заметили ли вы метаморфозы дневника в процессе хронометража? Впервые мы видим дневник Артура в кабинете социального работника, и выглядит здесь он так же, как и на шоу Франклина Мюррея – изрядно потрепано. Однако, в других эпизодах, в частности, в клубе «Погос» и на кухне Артура – он практически как новый. Это может быть, как намеком на непоследовательность рассказа Джокера, так и банальным киноляпом. Но, на мой взгляд мы имеем дело с намеренно приукрашенными воспоминаниями Артура (в конце концов мы наблюдаем за пересказом событий ненадежного рассказчика). Схожий прием Джокер применяет и с внешним видом Софи, с которой, в том числе, произошла его выдуманная встреча в том же эпизоде на кухне. Когда Артур впервые показывает нам свою встречу с Софи, она возвращается домой с работы по пути забрав дочку из школы. Но Софи – сотрудник банка и ее повседневная одежда строже и тусклее той, в которой «видит» ее Артур.
«Мы же кореша, Артур»
Джокер рассказывает нам свою версию «сложных» взаимоотношений с бывшим коллегой Рэнделом. Рэндел подгоняет Артуру револьвер, аргументируя это необходимостью его безопасности. Безопасность сейчас, а деньги отдашь потом. С одной стороны, Артур показывает нам, что коллектив его не любит, считает фриком, и, следовательно, посредством уличения в ношении оружия пытается от него избавиться. Но с другой стороны нам не ясны мотивы самого Рэндела. И все проясняется в тот момент, когда Артур показывает нам, что Рэндел дал ему заведомо заряженный револьвер (эпизод с танцем в гостиной), чего Артур не знал и по глупости мог наделать серьезных дел. Рэндел – плохой, и он заслужил то, что заслужил. Впервые Артур стреляет из револьвера в гостиной - справа от окна (между диваном и ТВ). Мы можем четко рассмотреть след от патрона в стене в тот момент, так же, как и в последующих эпизодах в комнате. И в момент последнего разговора с бывшим коллегой, за мгновения до его убийства, это окно находится прямо за спиной Рэндела и не просто так. А для того, чтобы мы могли рассмотреть, что никаких следов от выстрела там нет и не было. Мотивы убийства Рэндела – это выдумка ненадежного рассказчика.
Лента «Джокер» 2019 – это сложное, многослойное произведение, поиск деталей в котором, лично мне доставляет удовольствие. Считать это киноляпами или нет – личное дело каждого, магию кино еще никто не отменял)
Спасибо за уделенное этой статье время! Дальше – еще больше интересных статей. Ставь палец вверх, подписывайся на мой канал и комментируй!