🔸️Бывает, приходят мне вопросы – как бороться с клостридиями (стафилококками, стрептококками, кандидой и далее по списку). Впору завести шаблон и отвечать односложно – невозможно бороться с условными патогенами, надо с ними установить правильное взаимодействие, помочь нормобиоте самой отрегулировать их количество и правильное соотношение, нет ведь абсолютно хороших и плохих бактерий – все они зачем-то нужны, и все постоянно что-то производят.
🔸️Кто-то из них – нужное и полезное, а кто-то – ужасно вредное и ядовитое. И все это не от плохого их характера, а чтобы выжить и получить доступ к пище, победив конкурентов. За что идет конкурентная борьба? Конечно, за питательные вещества, этот важный источник энергии для членов микробиома, который существенно влияет на его состав. Поэтому следующий по популярности вопрос, который задают пытливые читатели, не раскормим ли мы определенной едой те или иные микроорганизмы?
🔸️Простой ответ: ограничьте в своём рационе именно простые сахара. Совет полезный, практикоприменимый, но, увы, не универсальный. Мир устроен сложнее, и среди бактерий имеются самые разные вкусовые предпочтения. Например, Citrobacter rodentium использует строго моносахариды, а E. Coli избирательно использует в пищу гликаны . Но есть много видов комменсальных бактерий, обладающих способностями усваивать в пищу как моносахариды, так и полисахариды. А разные виды клостридий так и вообще могут быть как протеолитиками, так и сахаролитиками.
⠀
🔸️И вот что интересно: иногда нормальное соотношение внутри микробиома обеспечивается вовсе не различием метаболических путей, а как раз их сходством. Комменсальные защитные бактерии и патогены могут иметь сходные предпочтения в питании, конкурируя за одну и ту же метаболическую нишу, что защищает эпителий от колонизации патогенами. Как это обеспечивается?
🔸️У комменсальных бактерий спектр усваивания питательных веществ шире, чем у патогенов, поэтому он перекрывает нишу патогенов, защищая хозяина. Одно из исследований показало, что комбинация двух комменсальных видов кишечной палочки смогла в процессе конкуренции исключить представителей потенциально опасной энтерогеморрагической кишечной палочки из ее метаболической ниши и тем самым предотвратить колонизацию ею.
🔸️А всё потому, что энтерогеморрагическая умеет использовать в пищу всего пять типов сахаров, а два штамма (E. coli Nissle 1917 и E. coli O9: H4) объединившись вместе, смогли скомбинировать свое потребление так, что перекрыли путь к еде этому патогенному штамму и вытеснили его. Поэтому простых ответов у меня нет, но ясно только одно: все живое конкурирует друг с другом за питательные вещества. А на модели микробной жизни можно понять и про нашу жизнь немало, как думаете? 🤔
⠀
🔸️ Вопрос: Сахара это наркотик? Не может человек 20 лет взять себя в руки и прожить без конфет, вафлей и т. д. Пожалуйста ваш совет?
🔸️Ответ: Да, это те же механизмы работают, вырабатывается зависимость. Но серьёзно рассматривается версия, что особенности микробиоты влияют на это пристрастие. Поэтому можно провести коррекцию микробиоты и через неё повлиять на тягу к сладкому.
Берегите себя!
doctor_larra
Не забудьте поделиться статьей с друзьями. Спасибо!