Найти в Дзене
Истории от историка

Реконструкция облика князя Святослава

Руководство для художников, скульпторов, романистов и кинематографистов

Князя Святослава часто рисуют и лепят (кинематограф пока что перед ним в долгу, что, возможно, и к лучшему), поэтому вопрос о реконструкции его внешности представляется далеко не праздным.

На первый взгляд, здесь, казалось бы, все просто.

Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон, современник русско-византийской войны 968–971 гг. в Болгарии. Осада Доростола закончилась личной встречей императора Иоанна Цимисхия и русского князя. Император приехал на берег Дуная верхом, в сопровождении свиты. «Показался и Сфендослав, — продолжает Диакон, — приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». (Перевод М.М. Копыленко).

Руководствуясь этим описанием, большинство художников изображает Святослава «идеальным запорожцем», с оселедцем, в шароварах и т. д.

Однако некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо «безбородый», допустим перевод «с редкой бородой», а «клок волос» может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким — с редкой бородой и двумя косами — предстает Святослав на страницах «Истории» С. М. Соловьева: «Святослав приплыл на место свидания в лодке по Дунаю, причем действовал веслом наравне с другими гребцами. Он был среднего роста, имел плоский нос, глаза голубые, густые брови, мало волос на бороде и длинные, косматые усы. Все волосы на голове были у него выстрижены, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам, что означало его знатное происхождение» (Соловьев С. М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 159).

Возможно, перед нами — отголоски «аварской» моды, которая была популярна среди славяно–русской знати Подунавья. А ведь низовья Дуная, по словам самого же Святослава, это «середина земли моей».

Вот одна из художественных попыток уйти от «запорожества» в облике Святослава.

-2

«Средний» рост Святослава корректируется длиной его меча («франкские» мечи того времени не превышали 80–90 см, а средний рост киевлянина, согласно антропологическим данным, был около 168–170 см). Следовательно, клинок в руке князя должен составлять примерно половину его роста. Его возраст на момент гибели не превышал 30-32 лет.

В одеянии Святослава следует подчеркивать «бедность» его одежды и наоборот хорошие, «богатые» доспехи и вооружение. Эта черта князя — равнодушие к роскоши и любовь к оружию — историческая, засвидетельствованная летописью и византийскими авторами.

Шлем может воспроизводить тип воинского головного убора середины Х в. из так называемой «княжеской» Черной Могилы под Черниговом.

-3

«Каплевидная» форма щита русов того времени засвидетельствована тем же Львом Диаконом.

Штаны для князя нужно «шить» согласно показанию арабского автора конца IХ в. Ибн-Русте о том, что русы «носят широкие шаровары… надевая такие шаровары, они собирают их в сборку и подвязывают у колен».

Сапоги вошли в широкий обиход на Руси, судя по всему, только в XI в.

В общем, примерно так.

-4
-5

За украинский оселедец на голове Святослава несет полную ответственность художник Володя Хамардюк — он из Украины и Святослав — его конек :).