Жалобы на кредитные кооперативы и потребительские общества многократно увеличились. За разъяснением мы обратились к заместителю начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Калужской области Оксане АСТАХОВОЙ.
– Оксана Константиновна, для начала давайте определимся с понятиями, что такое потребительское общество или кооператив.
– Любое потребительское общество или кооператив являются некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его пайщиками имущественных паевых взносов для финансовой взаимопомощи, страхования имущества и иных имущественных интересов, посреднической деятельности. Они не ставят основной целью своей деятельности извлечение прибыли.
– А что такое кредитный кооператив?
– Кредитный потребительский кооператив (КПК) – это некоммерческая организация, которая осуществляет финансовую помощь между всеми членами кооператива – пайщиками.
По сути, члены КПК – это пайщики, которые вступают в кооператив с целью либо получения займа, либо внесения сбережений. Поскольку все пайщики являются владельцами кооператива, они сами управляют политикой организации: вырабатывают правила согласно Закону 190-ФЗ «О кредитной кооперации», устанавливают процентные ставки по сбережениям, условия выдачи займов.
Вся прибыль кооператива формируется в результате выдачи зай-мов и после выплаты установленных процентов по сбережениям распределяется между пайщиками пропорционально, в зависимости от размера паевого взноса.
По договору передачи личных сбережений член кооператива передаёт кредитному потребительскому кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Договор заключается только в письменной форме, исключительно с физическими лицами – членами кооператива.
Договор должен содержать сведения о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата и о досрочном возврате денежных средств.
– Отношения в кредитном кооперативе подпадают под Закон РФ «О защите прав потребителей»?
– Пайщики не являются потребителями в смысле, определенном Законом РФ «О защите прав потребителей». Поэтому , когда вы передаете кооперативам свои деньги, должны знать, что его деятельность не регулируется этим законом.
Прежде чем вступать в тот или иной кооператив, проверьте, внесены ли сведения о нем в реестр. Реестр ведет Банк России, он опубликован на сайте и обновляется ежемесячно.
– В таком случае, куда может пожаловаться член кооператива?
– В случае нарушения прав члена КПК, связанных с невозвратом денег, пайщик может пожаловаться в саморегулируемую организацию, членом которой является кредитный потребительский кооператив.
В случае невозврата личных сбережений пайщик также имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании с кооператива всей причитающейся суммы денежных средств (сумма займа и начисленных на него процентов) и уплаты процентов в размере, определяемом пунктом 1 статьи 395 ГК РФ.
При этом надо знать, что споры между пайщиком (физическим лицом) и кредитным потребительским кооперативом рассматриваются судом общей юрисдикции.
– Но вклады страхуются государством?
– Кредитные потребительские кооперативы не являются банками и на них не распространяется требование об обязательном участии в системе страхования вкладов. Риск потери денежных средств при размещении их в КПК оценивается инвестором самостоятельно.
Учитывая вышеизложенное, Управление Роспотребнадзора по Калужской области рекомендует серьезно относиться к передаче своих денежных средств кредитным потребительским кооперативам. Подумайте перед принятием такого решения. Имейте в виду, что данная область правоотношений не является предметом регулирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
Оригинал материала находится здесь https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/payshchik-vsegda-prav/