Визитную карточку Театра на Юго-Западе - спектакль «Куклы» - можно разбирать на цитаты. Таких, что не в бровь, а в глаз - много, сиди и записывай, цитаты о нас, о жизни, о театре. Однако отвлекаться на записи времени не будет - действие захватывает с первых минут, от всего происходящего глаз не оторвать. Постановке уже 17 лет, а зал полный, а зритель в восторге, а все, что услышите и увидите, актуально по сей день.
У испанского драматурга Хасинто Дельгадо Грау (1877 - 1958) есть «кукольный фарс» «Господин Пигмалион», написанный им в 1921 году. Пьес в его творческой биографии немало, около 25, но именно эта стала популярной в Европе и Латинской Америке, хотя на Родине писателя, Испании, была не особо известной. Если коротко, то суть произведения в том, что он рассказывает о греческой легенде, но на современном языке. Помните миф о скульпторе-женоненавистнике Пигмалионе, который полюбил свое творение - статую Галатею, которая потом ожила усилиями богини Венеры? Вот вокруг да около этой темы пьеса Грау и спектакль «Куклы». Очень современный, динамичный, яркий и довольно смелый.
Главный герой спектакля - кукловод Пигмалион - с детства был окружен куклами, они были ему и друзьями, и семьей. Он шел к свой мечте - создание совершенного механизма, куклы - подобия человека и у него это получилось. Пигмалион прибывает в Испанию, чтобы показать публике своих уникальных кукол в рамках грандиозного представления. Местные театралы в панике - что делать? как не потерпеть убытки? как не остаться за бортом? Эти куклы, действительно, внешне неотличимы от человека, но по сути это ГМО - без души, без сердца, нечто ненатуральное, противоестественное, созданное человеком и призванное во многом его заменить. Они в какой-то момент все же убивают своего создателя, но и без него дальше существовать не могут - куклам нужен кукловод. Много метафор, много смыслов заложено в трагифарсе, но все это на фоне неистовой, сумасшедшей игры актеров остается на втором плане.
В спектакле участвует довольно внушительный состав артистов театра. За каждым дико интересно наблюдать, каждый на своем месте и три часа этой безумной игры пролетают незаметно.
Костюмы. Наверное, истинных театралов, что не видят себя в фойе без программки, в буфете без бутерброда и в зале без бинокля, костюмы «кукол» смутят. Мужчины - в ботфортах, трусах и маленьких черных недоплатьях, женщины примерно в том же. Но это куклы, всего лишь куклы и никак иначе их воспринимать невозможно, а значит, могут выходить в чем угодно - в трусах, платье или вообще голышом.
Грим. Белые лица «кукол» периодически напоминают зловещих зомби. Все зависит от того, как и на кого падает свет и эта игра света и грима заслуживает отдельного внимания, потому что временами было жутковато...
Декорации. Они минимальны. На сцене - лишь зеркала, которые в какой-то момент становятся коробками - в них и живут куклы.
Актеры. Здесь невозможно выделить кого-то одного, а нужно рассказывать обо всех и каждом, безупречная игра, актерская мощь, интонации, мимика, тембр и даже хореография - все работает на абсолютную вовлеченность зрителя. Но все же стоит отметить, что бесподобная игра Фарида Тагиева (Дон Агустин) и Алексея Матошина (Педро-Каин) приводит в полный восторг, возможно, потому что она местами вызывает улыбку и заставляет искренне смеяться, что позволяет немного расслабиться и отвлечься от серьёзного по сути сюжета.
И еще раз о цитатах, которыми богат спектакль, вот парочка для размышлений: «В наши дни театр перестает быть храмом...», «Театр... он принадлежит актерам и только им».
В самом конце нам всем задают вопрос: «А дальше что?» Хотелось бы знать ответ на этот вопрос, но он риторический.