Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала. Все мы знаем, что живем в одной из крупнейшей нефтегазодобывающей стране. Кроме того, нефтегазовые доходы являются основным источником пополнения нашего федерального бюджета. От мировых цен на нефть зависит не только благосостояние нефтяных компаний, но и всех россиян.
И как Вам известно, несмотря на то, что Россия добывает большое количество нефти, цены на бензин в нашей стране неуклонно растут вверх. Также ни для кого не секрет, что мировые цены на нефть за последние пару лет испытали на себе потрясения и удары на фоне разных политических решений.
Я не буду углубляться здесь в причинах падения цен на нефть, добавлю лишь что в феврале 2020 года после не совсем удачных переговоров с участниками ОПЕК+ (организация стран-экспортеров нефти) средняя цена на российскую нефть Urals составляла 54,53$, а к началу мая цена нефти этой марки опустилась до 24,8$ за баррель (причем в апреле Urals дешевела аж до 10,5$). Снизились и оптовые цены на бензин: с 1 февраля 2020 года стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
Вместе с тем, как мы все с Вами можем наблюдать, на стоимости бензина в России мировые потрясения на нефтяной бирже никак не сказались. Почему? Именно в этом вопросе я и попытаюсь разобраться в данной статье.
Причина № 1 - особенности налогового регулирования нефтегазового рынка
Парадокс в том, что стоимость бензина на внутреннем рынке РФ никак не зависит от мировых цен на нефть. В 2019 году нефтяники совместно с Правительством договорились использовать Демпфер - часть новой системы налогообложения в нефтяной отрасли, задача которого сдерживать рост цен на топливо на внутреннем рынке через субсидии из госбюджета. Как работает демпфер? Существует разница между экспортной и внутренней ценой топлива. При этом она может быть как положительной, так и отрицательной. Если экспортная стоимость превышает стоимость бензина на внутреннем рынке, то экспортировать нефтепродукты гораздо выгоднее, если нет - то наоборот. В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет. Получается, что если цены на бензин за границей высокие, то российский бюджет выплачивает компаниям часть тех самых "финансовых убытков", которые они несут не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина. Таким образом, в отличие от европейских стран, розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок.
Примером действия демпфера стал тот факт, когда после падения цен на нефть весной 2020 года российские автомобилисты были уверены, что бензин на заправках подешевеет, но этого не произошло, в то время как в Европе бензин становился дешевле.
В принципе, из-за особенностей ценообразования и налогообложения в России уменьшения цен на бензин, что в оптовой, что в розничной торговле не предусмотрено. Теоретически цены на бензин в России могут лишь медленно расти.
Так что кратко, если обозначить цель демпфера - это "убить" резкий рост или резкое падение цен, но в то же время сделать их постоянными или с медленным ростом.
Причина № 2 - акцизы на топливо
Как ни крути, а львиная доля себестоимости литра бензина приходится вовсе не на сырье и издержки производителя, а на различные акцизы и сборы, поступающие в государственную казну. А это значит, что при желании, правительство всегда сможет понизить цену на бензин в нашей стране, вот только для этого в противном случае ему нужно будет найти дополнительные доходы бюджеты, чтобы компенсировать разницу на потерянных денег, поступаемых с топливных акцизов.
К слову, в России с начала 2021 года произведена плановая индексация акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла на 4%. Акцизы на бензин класса ниже "Евро-5" вырасли до 13 624 рублей за тонну, для "Евро-5" — до 13 262 руб/т, для дизтоплива — до 9188 руб/т, для моторных масел — до 5841 руб/т.
Стоит отметить, что деньги, поступаемые в бюджет от акцизов на моторное топливо и масла, направляются на дорожное строительство, в том числе мостов и путепроводов. Ожидается, что поступления в 2021-м составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов направляется до 75% сборов.
Причина № 3 - отсутствие серьезной конкуренции на нефтяном рынке
Сейчас, конечно, пойдут больше мои домыслы, нежели информация от экспертов в нефтегазовой отрасли. Как известно, с конца 90ых годов в России наблюдается сокращение нефтегазодобывающих компаний. Тройку лидеров нефтяного рынка России возглавляют "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть". Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. "Лукойл" — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Иными словами - это так называемая олигополия, где есть три сильнейших нефтедобытчика, два из которых под крылом государства. Соответственно, в условиях такой ограниченной конкуренции, соперничать друг с другом эти компании вряд ли будут, а наоборот, будут стараться поддерживать друг друга на внешнем и внутреннем рынке. Тем самым, если условный "Лукойл" придумает какую-нибудь инновационную формулу переработки нефти, которая резко ведет к удешевлению топлива на рынке, вряд ли произойдет значительное снижение цен, так как более крупные игроки рынка, находящиеся под государством, резко потерпят убытки.
Другое дело - в США, где нефтегазодобывающих компаний гораздо больше, все они находятся в частных руках и конкурируют друг с другом.
Причем в нефтегазовых регионах - Юге США, стоимость бензина традиционно дешевле, так как включает в себя значительно меньше накладных расходов, в том числе с транспортировкой и переработкой нефти. Обратите внимание на карту стоимости бензина в штатах осенью 2019 года. В Далласе (Штат Техасс - нефтедобывающий регион страны), стоимость бензина значительно ниже, чем во многих других штатах, причем отличается в некоторых случаях почти на половину.
Кроме того, в системе нефтегазодобывающих предприятий России достаточно много посредников (логистика, слив-налив топлива, переработка и тд.), которые соответственно также берут за свои услуги дополнительную плату, которая отражается на конечной стоимости бензина.
Таким образом, несмотря на рост или падение мировых цен на нефть, стоимость бензина в России вряд ли значительно изменится в ближайшее время.
И на этом всё! Естественно , причин высокой цены на бензин в России больше, чем три: не стоит забывать о послаблении российской валюты за последнее время на мировом финансовом рынке и политические аспекты, но я старался выделить именно "внутренние" особенности цены на бензин, а не ее внешние факторы. А Вы как считаете, что лучше: высокие, но в то же время стабильные, не быстро растущие или падающие цены, или же пусть лучше цены на бензин в России будут меняться в зависимости от котировок на мировом рынке? Пишите в комментариях. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!