Несчастный случай на производстве может произойти с любым сотрудником. На работодателя в этом случае ложится много обязанностей. Он несет всю ответственность за организацию первой помощи пострадавшему, своевременного расследования, проведение мероприятий по устранению причин несчастного случая и т. д.
В статье рассмотрим, как правильно проводить опрос очевидцев происшествия, пострадавших при несчастном случае на производстве.
Эффективность беседы во многом зависит от тщательности ее подготовки. Подготовительные действия комиссии к предстоящей беседе заключается в определении предмета беседы, внимательном изучении предварительно собранных материалов, в установлении конкретных лиц, располагающих необходимой для выявления причины несчастного случая информацией. Без ясной, заранее намеченной цели беседа не даст желаемого результата, и возникнет необходимость в повторном опросе.
Чтобы правильно установить причины несчастного случая, своевременно и подробно опросите всех лиц, которые имеют отношение к происшествию. Чем детальнее и объективнее комиссия установит обстоятельства несчастного случая, тем правильнее будут мероприятия по предупреждению травматизма.
В процессе расследования несчастного случая важное значение имеют объяснения очевидцев. Комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшедшего НС. Именно по их объяснениям можно определить обстоятельства и причины НС. Неправильно отказываться от чьих-либо объяснений на том основании, что все уже известно и дополнительные сведения не требуются.
Каждое объяснение может подтвердить достоверность уже имеющихся данных, дополнить их или уточнить, а в ряде случаев и поставить под сомнение.
Опрос очевидцев НС не следует откладывать
Его надо провести параллельно с осмотром места НС или непосредственно после него, чтобы исключить от комиссии сокрытия того или иного факта, и в отдельном помещении. Заинтересованные лица при опросе не должны присутствовать, так как они словом или жестом могут повлиять на ход опроса или написание объяснения.
Опрос очевидцев НС должен иметь форму непринужденной беседы. Никакие требования, предупреждения об ответственности за неправильные показания, а тем более угрозы при этом недопустимы. Нельзя заведомо, до заключения комиссии, подчеркивать, что несчастный случай произошел по вине опрашиваемого.
Получить полные и достоверные сведения о несчастном случае бывает довольно трудно. В связи с тем, что люди отличаются друг от друга по своему психическому складу, жизненному опыту, профессии, образованию и т.д., их восприятие несчастного случая может быть различным. В зависимости от занимаемой должности и личного отношения к происходящим событиям рабочие, служащие и лица, ответственные за охрану труда, часто занимают диаметрально противоположные позиции.
Все это вызывает необходимость индивидуального подхода к опрашиваемым работникам, использования тактических приемов с учетом особенностей личности.
Примерный перечень вопросов очевидцу НС:
1. Где находился очевидец в момент несчастного случая и что он в это время там делал.
2. Если выполнял работу совместно с пострадавшим, то необходимо выяснить:
- 2.1. Кто давал задание на работу, при выполнении которой произошел несчастный случай. Как она должна была выполняться, какие меры безопасности при этом необходимо соблюдать. Как фактически выполнялось задание и почему именно так.
- 2.2. Проводился ли инструктаж по работе, при выполнении которой произошел несчастный случай, кто проводил, где и когда. Содержание инструктажа.
- 2.3. Ознакомлены ли рабочие, выполняющие задание, с инструкцией по охране труда при выполнении данной работы.
- 2.4. Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Причины неприменения (не ношения).
- 2.5. Состояние рабочего места, наличие ограждающих устройств, блокировок, средств сигнализации, плакатов и знаков безопасности.
- 2.6. Приходилось ли раньше выполнять такую работу пострадавшему и очевидцу. Соответствовала ли выполняемая работа профессии очевидца.
- 2.8. Как обычно выполнялась очевидцем и другими работниками данная работа, при выполнении которой произошел несчастный случай? Допускались ли нарушения правил техники безопасности (какие именно) при выполнении таких работ. Реакция на нарушения со стороны административно-технического персонала. Принимаемые ими меры к нарушителям. Привести примеры.
- 2.9. Какую конкретно операцию выполнял пострадавший перед несчастным случаем, в каком положении, каким инструментом. Кто из работников находился в это время рядом с местом, где выполнялась работа.
3. Как вел себя пострадавший до несчастного случая, в момент происшествия и после него.
4. Были ли слышны сигналы об опасности и как реагировали на это пострадавший и работающие с ним лица.
5. Мнение очевидца о причинах несчастного случая.
6. Кому сообщил очевидец о происшедшем несчастном случае и его действия после происшествия.
7. Кем и какие были приняты меры по оказанию пострадавшему первой помощи. Какие медицинские средства использовались при оказании первой помощи.
8. Когда, кто и как сообщил в "Скорую медицинскую помощь" о происшедшем несчастном случае. Когда машина "Скорой медицинской помощи" прибыла на объект. На каком транспорте, когда и кем пострадавший был доставлен в лечебное учреждение.
В ходе беседы с опрашиваемыми лицами члены комиссии не должны забывать, что в отношении свидетелей недопустимы угрозы об ответственности за ложные показания. Уголовная ответственность свидетелей за заведомо ложные показания наступает лишь при предварительном или судебном следствии. Некорректное, грубое поведение членов комиссии непозволительно.
Результаты опроса пострадавших, очевидцев и других свидетелей, должностных лиц необходимо оформлять письменно, то есть составить Протокол опроса очевидцев НС, по форме утвержденной Положением. Однако приобщать к делу нужно только те, которые вносят ясность в обстоятельства происшествия и дополняют другие материалы.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.