Найти в Дзене
Никита Альтман

Мастер VS Игротехник. Часть II: на полигоне

Оглавление

О чем речь:

Это продолжение статьи о работе с волонтерами (игротехниками), рассматривающая принципы взаимодействия между группой организаторов мероприятия и добровольцами. Статья заточена под передачу опыта в рамках проведения Ролевых Игр Живого Действия, но вы смело можете использовать основные принципы на любых мероприятиях, использующих труд волонтеров. Первая часть статьи была посвящена работе с волонтерами до выезда на мероприятие, а данная часть статьи о том, как строить работу с игротехниками уже на полигоне.

На полигоне

1. Знакомство

В организации игры на полигоне могут участвовать несколько десятков человек, часть из которых будет абсолютно незнакома друг с другом, что дико затруднит коммуникацию между ними. Стандартные бейджи мелкие, их плохо видно и они отваливаются. Поэтому мы используем кусок малярного скотча с крупно написанным маркером именем, наклеенным поверх одежды и носящимся до начала игры. Каждый приехавший на полигон (обязательно включая всю МГ - мастерскую группу), наклеивает на одежду свое имя. И каждый с уже наклеенным именем, видя человека без наклейки - просит такую наклейку сделать и помогает ему в этом.

2. Организация пространства

Внезапно оказалось, что это неочевидная история - создать правильно организованное, герметичное пространство, минимизирующее контакты игрок/мастер/игротехник в тех ситуациях, когда это совсем не нужно.

На одном проекте, для работы с 20 игротехниками была выбрана не комната 5 на 6 метров, а комната 3 на 2.5, выходящая окнами на игровую часть полигона. В результате, для того чтобы пройти брифинг, 20 игротехников набивались в помещение на 8 квадратных метров, деля его с костюмеркой и не имея возможности открыть окно для проветривания, так как сразу за окном находились игроки.

На наш взгляд, фраза “Игрок на мастерке” не должна звучать вообще. Что приводит нас к необходимости создать минимум три пространства, с двумя из которых игроки не контактируют вообще.

  1. Первой пространство: Мертвятник и (или) приемная по вопросам. Это буфер, шлюз, дальше которого не проходят игроки НИКОГДА.
  2. Второе пространство: Мастерка общая, большое пространство для координации всех рабочих процессов, включая координацию действий игротехников. Она же - костюмерная и гримерка.
  3. Третье пространство: Мастерка сюжетная - место, где может работать малая группа в тишине и не отвлекаясь.

Хорошо бы чтобы последние два пространства имели альтернативный выход на полигон, не тот которым пользуются игроки. Это существенно понижает информированность игроков о происходящем на мастерке, уменьшает количество утечек информации и т.д.

-2

3. Все подписывай

Когда организуешь склад под гримерку, канцелярку, костюмы, расходники, игровое оружие - все подписывай. Каждая ячейка хранения на стеллаже, подоконнике, столе, должна иметь хорошо заметную надпись показывающую, что в этой ячейке лежит.

Расписание и ротация

Если у вас более 0 игротехников и более 0 параллельных задач, вам понадобится учитывать занятость вашего персонала, чтобы избежать дефицитов и 12 часовых рабочих смен. Повторюсь, вам нужен выделенный человек, вооруженный гуглоШитами, который будет учитывать:

  1. Задачи, их длительность и их пересечения
  2. Занятость каждого игротехника
  3. Посменность работы. Нужно обеспечить сменяемость на задачах и отсутствие работы по 24 часа подряд.
  4. Ротацию каждого игротехника, во избежании увлекательного 24 часового отслеживания модели, которой пользуется 2 игрока на полигоне. Чтобы не просто заменить такого исполнителя на следующего, а отправить его на решение ТВОРЧЕСКОЙ задачи.
Удивительное рядом, но игротехник не только не раб, но и не шампиньон. Особенности культивирования шампиньонов таковы - их растят в темноте и удобряют навозом. Игротехник не любит, когда его держат в темноте (читай - незнании, чем и когда он будет заниматься) и кормят навозом (читай - не отвечают на прямо поставленные вопросы, забивают на назначенные брифинги, заставляя ждать их начала вместо, например, завтрака и т.д.)

Расписание до игры (2do лист)

Перед глазами ВСЕЙ группы, занимающейся подготовкой игры к старту - нужен 2do лист - список задач, которые нужно сделать до игры. Все должны видеть следующие вещи:

-3

...И нет ли блокирующих задач, не позволяющих сделать какие то пункты.

...И когда у вас запланированы общие приемы пищи - если они у вас предусмотрены.

Очень поможет простой лист ватмана с этим списком. А если вы высокотехнологичны, то можете вывести эту информацию с ноутбука либо на плазму, либо на стену - с помощью проектора. Это позволит вам создать 2do лист в гуглоШИТС и вы сможете оперативно править его прямо с ноута.

Расписание на игре (timeline)

Расписание того, что когда нужно сделать уже на игре. Все тоже самое, только, в отличии от 2do листа до игры, этот расписание должно быть почасовым.

Кстати, даже если у вас есть проектор, вам не стоит отказываться от листа ватмана на стене или флипчарте. Игра - это очень гибкая штука, которая нуждается в быстрых правках прямо по месту. На этом листе вы будете осуществлять оперативное планирование эвентов, записывая их основные этапы, исполнителей, необходимый антураж и т.д.

Оба расписания должны висеть на большой, общей мастерке, вне поля зрения игроков, на тот случай, если они все же прорвутся через буферное пространство.

Алгоритм на случай ЧП

Ролевые игры - это рискоемкое хобби. На игре могут случиться самые неприятные ситуации, связанные с физическими травмами. Нужно, чтобы до начала игры вся мастерская группа и все игротехники четко понимали, что делать, если игрок или другой участник получает травму. Куда его вести; как себя вести, чтобы не помешать остальным участникам, кого в МГ информировать о происшедшем.

Летучка и накачка с утра

-4

Очень мотивирует и помогает не чувствовать себя шампиньоном проведенный с утра, до или сразу после завтрака КОРОТКИЙ, минут на 5-10 ОБЩИЙ брифинг. На котором дозаполняется или меняется “Расписание на игре”.

Прямо вживую, на ватмане или через ноут вы вносите и уточняете задачи и ивенты, назначаете на эти задачи главных и рядовых исполнителей.

Также полезно на каждой планерке уточнять текущий расклад по желаниям - исполнители могли заскучать, перемерзнуть или просто передумать. Таких людей, если есть возможность, стоит снять с задач, которые для них перестали быть приемлемыми и перевести на другие.

После общего брифинга, человек отвечающий за координацию игротехников должен расставить в своих гуглоШИТАХ людей на задачи, смены, проследить за их ротацией и т.д. То есть зафиксировать результаты брифинга и провести координацию техов.

Раздача задач и их приемка

1. НЕ обсуждайте оперативное планирование эвентов со всей группой. Когда 10, 30, 100 человек пытаются играть в демократию и говорят одновременно - вы не преуспеете. Выделяйте старшего игротехника, ответственного за ивент и сцепляйте его с мастером этого ивента. Сначала они проговаривают предстоящее событие вдвоем, и только потом происходит отбор исполнителей из всей группы техов на этот ивент и раздача инструкций ответственным за него игротехником.

2. Давая задачу не забудьте погрузить игротехников в контекст: не просто скажите, "вы должны пойти и "убить" двух любых игроков на полигоне", но и объясните зачем. Какой опыт получат остальные игроки, столкнувшись с процессом и результатами этого эвента? Это очень важный момент, так как в процессе данного объяснения, вы внезапно можете понять, что данный опыт не полезен вашей игре в текущий момент, а может быть осознаете, что этот опыт наоборот крайне необходим и его нужно усилить.

При необходимости - отрепетируйте ключевые реплики и последовательность действий в ходе эвента.

3. Давая задачу убедитесь, что все участники этого эвента знают правила, связанные с ее выполнением. Например, в случае боевого эвента - нужно повторит ТТХ их персонажей, уязвимости, то, как они атакуют противника. Да, это стоит делать каждый раз, перед каждым эвентом, даже если в нем участвуют все те же исполнители, что и раньше. Люди устают, забывают, отвлекаются на другие задачи, а эта проверка поможет им сфокусироваться и собраться.

Не забудьте проговорить длительность эвента и условия его окончания - "убиваем всех кого видим ближайшие два часа" или "поговорим с первым встречным и домой". Это поможет не морозить игротехников в лесу неопределённо долгое время и побыстрее вернуть их на базу к новым задачам.

4. Любой сделанный таск на игре требует отчета тому мастеру, который его выдавал (или старшему по техам) в формате:

  • Насколько успешно решена задача.
  • Были ли проблемы (травмы, игроки недовольны и почему, т.д)
  • Удалось ли эти проблемы решить и если нет, нужны ли какие-то действия от других участников МГ для ее решения.

После этого задача отмечается в timeline как выполненная; если задача не решена до конца, то при необходимости она заново назначается и учитывается в timeline. Проблемы возникшие в процессе выполнения и нуждающиеся в решении прямо в ходе игры - должны быть так же решены.

Мелкие советы:

  1. Не забудьте маму утку. Человека, который отвечает за то, что на мастерке всегда все на своих местах, заземляет конфликты и вообще делает так, чтобы работать было хорошо и комфортно, а не через жопу и постоянный стресс.
  2. Не забудьте назначить старшего по рациям. Он будет отвечать за их готовность к использованию и проведет пятиминутное обучение для всей орг группы правилам радиообмена.
  3. Не забывайте притормозить на секунду и свериться - работает ли на Идею та задача, которую вы только что придумали для игротехников?

Чек лист: “На полигоне”

Вместо итога - проверочный чек лист:

На полигоне до старта игры

1. Знакомство: Каждый приезжающий на полигон организатор клеит на грудь поверх одежды свое имя. КРУПНО и заметно.

2. Организовано рабочее пространство: Герметичное пространство, минимизирующее контакты игрок/мастер/тех в тех ситуациях, когда это совсем не нужно и позволяющее оптимально работать над игрой.

3. Организован склад: Костюмов, оружия, канцелярки и т.д. И все ячейки хранения тщательно подписаны.

4. Готов и находится в общем доступе 2doList: Что, кто делает для организации игры на полигоне до ее старта и в какой последовательности. Кто за что отвечает и к какому часу задачи должны быть выполнены.

На полигоне после старта игры

1. Готово и вывешено расписание (TimeLine): Подробное, почасовое расписание тех событий которые должны произойти на игре, а также тех задач, которые должны быть выполнены, чтобы эти события произошли. Нужно отметить сколько техов в каждом участвует и кто отвечает за результат.

2. Готова таблица занятости и ротации техов: Это таблица администратора техов, который учитывает в ней кто где занят, когда у кого перерывы, кто отвечает за результат. В ней учитывается длина смен, необходимость ротации со скучной на творческую работы и т.д.

3. Назначены и проводятся брифинги: Для сбора информации, актуализации и раздачи задач, актуализации расписания.