Основы драматургии - это гораздо больше, чем трехактная структура, умение написать начало, середину и конец истории. Приемов и инструментов, которые важно освоить писателям, сценаристам и драматургам чтобы создавать тексты гораздо больше. Путь героя как раз один из таких инструментов, это система шагов, которые предпринимает герой, двигаясь по сюжету и двигая его вперед.Об этом и поговорим.
Как формируется путь героя ?
Путь героя - это основа сюжета, это цикл событий, которые происходят с героем и приводят его к внутренним или внешним изменениям жизни. А чаще, и к тем, и к другим.
По сути, смысл любой истории - совершить некое виртуальное путешествие из точки А в точку Б.
Это путешествие и является тем, что называют п уть героя . Без внутренней эволюции велик риск того, что история получится плоской, не передаст смысл высказывания.
Для того чтобы вы смогли передать то, что думаете и чувствуете, а зритель смог вас понять и вынести для себя урок, и нужен этот инструмент.
Формируют этот путь две основные составляющие:
- Желание героя - он решает, что хочет что-то поменять в своей жизни, или происходят события, на которые он решает откликнуться.
- Мотивация героя - внутренняя потребность к изменениям, которая вытекает как раз из желания. Часто, сначала эта потребность возникает неосознанно.
Благодаря желанию и мотивации, как раз и начинается тот путь, в процессе которого герой меняется.
Изменения, которые происходят с персонажем называют аркой героя.
Простой пример арки героя:
- был инфантильным - повзрослел.
- был закрыт новому - стал открытым.
Арку образуют полярные точки, которые наглядно показывают изменения героя.
Задача сценариста понять, что нужно герою, чтобы победить и придумать как показать изменения героя, через какие сцены и взаимодействия с другими персонажами.
Структура сценария
Вот, например, как выглядит упрощенная структура:
- Начало истории
Показываем обстоятельства в которых находится герой, его зону комфорта. Причем, у каждого героя эта зона своя, ведь если он альпинист, Эверест будет для него комфортным местом, а если военный - армия или фронт. Зона комфорта не равно спокойное безопасное место в классическом понимании.
- Появление мотивации
Герой решает, что хочет из зоны комфорта выбраться, ему нужно больше и он начинает думать как этого достичь. Формируется внутренняя потребность и мотивация. Иногда она у героя только внешняя: с ним что-то случается и он вынужден действовать. Внешние обстоятельства героя запускают цепочку событий.
Как по структуре формируется путь героя?
- Ситуация
Герой оказывается в незнакомой для него обстановке, он уязвим и вынужден что-то предпринимать. Он отправляется в путешествие.
- Адаптация
Герой осваивается в новой ситуации (это процесс, а не факт) и в итоге, получает то, что хочет.
- Потеря
Герой оказывается на грани, либо теряет то, что приобрел, либо с ним что-то случается. Так он расплачивается за то, что получил желаемое.
- Возвращение
Герой возвращается к знакомой ситуации, которая была для него зоной комфорта. Только теперь отношение к ней у него совсем другое, так как с ним произошла эволюция.
- Озарение
Герой понимает, что с ним произошли изменения и открывает в себе что-то новое.
Особенности пути героя
В сериале может быть несколько главных героев . У каждого из них должна быть своя линия, то есть история и путь. В каждой такой линии должны быть этапы прохождения пути.
Когда антагонист становится главным героем его называют анти-герой . Появляется дополнительная линия повествования, а значит и дополнительный путь героя.
В противостоянии протагониста и антагониста победа достается тому, кто смог измениться.
Именно за счет внутренних изменений герой может победить того, кто поменяться не смог.
Когда будете смотреть в следующий раз фильмы, обратите на это внимание, возьмите себе на заметку как показывать контраст между эволюционирующим героем и тем, который стоял на месте.
Задача любой истории - завлечь зрителя, заставить его следить за действиями на экране, открыть ему что-то новое, показать новый взгляд на вещи.
Путь героя и структура - это те элементы драматургии, которые помогут вам притянуть зрителя к экрану.
Больше материалов по основам драматургии в энциклопедии начинающего сценариста.