В моей статье Один из предков был финном. Как найти информацию об его родителях? — 1 был продемонстрирован вариант поиска карело-финских корней по фамилии/имени предка и приблизительным годам его жизни.
В этой статье я попробую дать рекомендации тем редким россиянам, которые сделали тест ДНК “на национальность” и увидели там “финское” происхождение. Не буду здесь обсуждать вопрос насколько данный тест действительно определяет национальность, поскольку это делал в других статьях: Тест ДНК определяет национальности, которые были у предков? и Ещё раз об обмане «Тест ДНК на определение национальности / этничности».
Смоделирую ситуацию которую буду рассматривать здесь: человек, считающий себя русским, сделал упомянутый тест ДНК и увидел 17% как бы финского происхождения.
После удивления появляется закономерные вопросы типа “когда и как этот финский предок появился в России?”
Следующие шаги для ответа на этот вопрос мне видятся вполне логичными: узнать у своих родителей и бабушек/дедушек о том, что они знают о предках. Вполне возможны три варианта ответов:
- ничего не знаем;
- предки были русскими крестьянами, проживающими в каких-то деревнях северо-западных губерний Российской империи;
- кто-то был из деревни, а кто-то жил в городе (Великий Новгород, Санкт-Петербург, Архангельск).
Как мы понимаем, степень детализации ответов очень важна. Чем меньше площадь предполагаемого жительства предков, тем проще будут поиски. Теоретически, конечно же.
Если предки жили в деревнях , то даже при наличии метрических книг (исповедных росписей, ревизских сказок) мы не сможем узнать об этническом происхождении предков. Крестьяне были православными и их имена ничего не нам не скажут. Хоть в Архангельской губернии, хоть в Тверской, православных карело-финских переселенцев звали Иванами да Марьями. Надо смотреть местные губернские книги, в которых могли содержать описания национального состава деревень. Например, «Новгородский сборник» зачастую содержит такие сведения:
Недавно в Финляндии был опубликованы списки карельских крестьян, которые мигрировали в Россию в XVII веке. Понятно, что этот список не является полным. К тому же очень сложно будет увидеть генеалогическую связь между этими мигрантами и жителями деревень более поздних годов. Здесь могут помочь переписные документы, которые составлялись с середины XVII века по середину XVIII.
Большинство таких документов находятся свободном доступе в читальном зале московского РГАДА (Например, фонд «Ландратские книги и ревизские сказки»). Если же нет возможности личного посещения данного архива, то по электронной почте можно сделать заказ на получение копий интересующих листов. Это обойдётся примерно в 70 рублей за лист.
Если данные из этих источников сойдутся, то это будет означать, что найден неизвестный ранее карело-финский предок.
Понятно, что на подобное генеалогическое исследование может уйти не один год и будет потрачена не одна тысяча рублей.
Если предки были жителями городов упомянутых губерний, то можно надеяться, что поиски затронут лишь метрические книги XIX века, поскольку именно в это время наблюдается основной приток карелов и финнов в российские города. Трудность заключается в том, что в городах было много церквей и просматривать придётся все метрические книги всех приходов за все года. Причём, не только православных и лютеранских городских приходов, но и церквей больниц, полков, кладбищ и благотворительных учреждений.
Метрические книги церквей Санкт-Петербурга, прилегающих приходов и некоторых приходов других губерний Российской империи можно посмотреть на сайте ЦГИА СПб.
Я думаю, что существует минимальная вероятность, что найдётся неизвестный ранее финский предок, сочетавшийся браком в начале XX века. Почему? Потому, что это наверняка будут помнить более старшие родственники. Но нельзя исключать возможность, что такая информация будет утеряна по различным причинам (репрессии 1930-х годов, например).
Конечно, описанный алгоритм исследования является лишь одним из возможных. Частные случаи поисков могут быть как более простыми, так и более сложными.
Комментарии, — как положительные, так и отрицательные, — единственный способ для меня узнать ваше мнение о статье. Пишите, не стесняйтесь!