Сегодня вспоминалось мне, что было время, когда было хорошо, можно было спокойно путешествовать и смотреть, как все устроено в других странах. Так вот, однажды, гуляли мы с сестрой по городу Вероне, и зашли на кладбище, случайно, оно почти в центре города, мимо пройти сложно. Несмотря на специфичность объекта, было необычно и даже интересно.
Выглядит кладбище в Вероне так.
Я вообще не любитель гулять по кладбищам, поэтому ни на одном из наших известных кладбищ не была, но как по мне, они не показатель. Как выглядит среднестатистическое кладбище в России, знают все, и заходить туда и тем более там гулять, совсем не хочется. Тем не менее, этот объект неотъемлемая часть жизни, поэтому в каком-то виде быть должен.
В общем, зная, что кладбища существуют, я тем не менее, никогда не задумывалась о проблемах с ними связанных, а они есть и их не мало.
Самая первая, например, это место, которое когда-нибудь заканчивается и многие крупные города, население которых росло в течение всего двадцатого и уже части двадцать первого века, начинают все острее ощущать эту проблему.
Считается, что ежегодно умирает около 55 миллионов человек (около 0,8% от общей численности населения планеты - что эквивалентно 100% населения Англии). Тем не менее, градостроители и застройщики в подавляющем большинстве сосредоточены на размещении и зарабатывании денег на жизнь. Кладбища и колумбарии (усыпальницы), возникшие сотни лет назад, сохраняют культовое место в наших городах, но отчасти из-за их ограниченной прибыльности большинству из них не позволили расти. Это означает, что в мегаполисах по всему миру не хватает места для размещения своих умерших.
Наиболее остро проблема стоит в городах, где не практикуется утилизация могил. Такие страны, как Сингапур, Германия и Бельгия предлагают общественные могилы бесплатно, но только в течение первых 20 лет или около того. После этого семьи могут либо платить за их содержание (часто на условиях аренды), либо могилы перерабатываются, а недавние жители перемещаются под землю или на другое место, часто в массовую могилу.
Это конечно достаточно эффективный метод, но могут возникнуть проблемы с тем, что считается культурной или религиозной нормой и в некоторых странах, подобное считается неприемлемым. Например, попытки начать повторное использование участков - в таких городах, как Дурбан, Сидней и Лондон - наталкиваются на сопротивление и обвинения в нарушении религиозных и культурных традиций.
Лондон столкнулся с этой проблемой еще в 19 веке. Растущая численность населения и высокий уровень смертности означали, что кладбища были очень переполнены. Первые попытки решить проблему, начали предприниматься еще в 1848 году, когда Великобритания пострадала от серьезной эпидемии холеры. Первый шаг, сделанный правительством для решения похоронного кризиса, был сделан в 1849 году, когда были внесены поправки в Закон об устранении неприятностей и профилактике заболеваний .
Это позволило Генеральному совету здравоохранения, контролировать захоронения в Лондоне. Была создана независимая комиссии по захоронениям для управления этими кладбищами и разработан планы закрытия старых могильников и создания ряда национальных кладбищ на окраинах города.
Эти рекомендации легли в основу Закона о погребении мертвых в Метрополисе и его окрестностях в 1950 году, но он был отменен. Совет законодателей не пользовался популярностью, отсутствовало финансирование, и многие считали предложенный законодательный процесс слишком радикальным и реакционным.
Только через три года был принят первый успешный закон, призванный справиться с нарастающим кризисом в области здравоохранения, вызванный могильниками в центральной части города.
За пределами столицы были созданы большие частные зеленые (или садовые) кладбища, чтобы справиться с нарастающим кризисом захоронений. С закрытием кладбищ начали расчищать человеческие останки, а тела часто эксгумировали и перемещали на кладбища за городом.
Человеческие останки из печально известной переполненной часовни Энон были эксгумированы (за счет реформатора Джорджа Альберта Уокера) и захоронены в единственной яме на Норвудском кладбище. Во время этого процесса захоронение более 12000 тел за пределами часовни было неприятным зрелищем, о котором много писали.
А в 1857 году, был принят закон о «О захоронении», целью которого было, регулировать могильники . Он регулирует, где и как могут быть захоронены умершие люди, и предусматривает эксгумацию останков. Закон объявил незаконным вскрытие могилы (кроме официально санкционированной эксгумации), хотя не запрещает кражу мертвого тела, и преступлением является вскрытие могилы, а не извлечение ее содержимого. Запрет на перемещение останков, сильно осложняет решение проблем недействующих кладбищ, которые располагаются в черте города.
В 2015 году, были приняты поправки к Закону, разрешающие англиканской церкви повторно использовать могилы, что вызвало споры. Такие изменения критиковались как оскорбительные и тревожные для живых и неуважительные по отношению к мертвым. Но, несмотря на «неэтичность» подобных действий, поправка поспособствовала решению, и на небольшом количестве кладбищ, таких как кладбище в лондонском Сити , недавно - и незаметно - начали повторно использовать некоторые могилы старше 75 лет, но по мнению экспертов, этого будет недостаточно для решения проблемы захоронения в городе. Кладбища Лондона будут полностью заполнены в ближайшие 20-30 лет.
Вторая проблему, присущая также крупным городам, особенно старым, это вопросы градостроительства. Население городов растет и город вынужден расти и развиваться, а далеко не каждая страна имеет такие огромные территории, чтобы бесконечно отодвигать границу Москвы, которая скоро будет рядом с Уралом, поэтому, нужно изыскивать место. Такая проблема, например в Вашингтоне. Население округа Колумбия уже превысило 700 000 человек, а к 2040 году оно должно вырасти примерно до 900 000 , сейчас рассматриваются все виды пустующих участков ( например, офисные парки ) и малоиспользуемые земли ( например, переулки ) в качестве потенциальных решений для размещения большего количества жилья, которое уже срочно нужно.
В Берлине кладбища превращают в парки, детские площадки и строят на их месте жилые дома. Такое изменение приоритетов отражает изменение отношения среди некоторых берлинцев, которые видят, что их город сокращается по мере увеличения населения - без соответствующего жилья или места для отдыха. Это также совпадает с уменьшением числа захоронений в обычных гробах в земле, поскольку кремации становятся все более популярными.
С несколько другим аспектом проблемы сталкивается Париж. Про знаменитые парижские катакомбы, слышали, наверное, все.
Более шести миллионов человек похоронены в оссуариях под улицами Парижа. Оссуарии являются неотъемлемой частью туризма в Париже, но они также создают проблемы при зонировании и строительстве. Очень немногие здания в этой сети туннелей являются высокими. Это потому, что дополнительная высота и вес будут представлять опасность, потому что пространство под их улицами по существу пустое .
Еще одна проблема, которую, наверное, можно назвать этической, это невероятно высокая стоимость, и вообще это огромный бизнес. Место на одном из известных кладбищ нашей страны, может стоить несколько миллионов рублей, в Гонконге, еще в 2015 году, место стоило около 30 000 долларов, а в Великобритании около 4500 фунтов стерлингов. По данным Berkeley Planning Journal, стоимость похорон в США в среднем составляет около 10 000 долларов. Сюда входят расходы на похоронное бюро и кладбище, погребение, цветы, одежду, транспорт и другие сопутствующие расходы. Ежегодно хоронят почти 2 миллиона человек, а похоронная индустрия в целом зарабатывает около 15 миллиардов долларов в год.
В общем, осознав проблемы, некоторые страны, стали не копать, а строить. Строить специальные здания.
Как, например, модернистское кладбища Сан-Катальдо в итальянской Модене.
Или бразильский мемориал Necrópole Ecumênica в Сантосе самый высокий из всех, его высота 14 этажей.
Сейчас, подобное строительство это скорее вынужденная мера, но в то же время, нельзя сказать, что это что-то принципиально новое.
Считается, что Каирский Город мертвых, огромный некрополь 7-го века, в его гробницах и мавзолеях может вместить полмиллиона семей.
Ну и конечно, кладбища вредны для окружающей среды.
Большая проблема, это влияние на грунтовые воды и почву. Когда тела начинают разлагаться, они выделяют в почву не только органические вещества. Там также могут содержаться металлы, включая ртуть, из зубных пломб и цветные металлы из ювелирных изделий и ортопедических имплантатов. Химические вещества после химиотерапии, патогенные бактерии, в том числе кишечная палочка, вирусы и бальзамирующая жидкость, которая ранее содержала мышьяк и ртуть. В настоящее время предпочтительное химическое вещество, формальдегид, является канцерогенным и регулируется законом об охране здоровья и безопасности. Гроб, возможно, был обработан лаком, герметиком и консервантом - но не в случае зеленых захоронений. Все это составляет мощный химический коктейль, который может попасть в грунтовые воды и загрязнить их.
Ну и расход материалов. Ежегодно в захоронениях в Соединенных Штатах используется 30 миллионов досковых футов древесины (каждый дощатый фут составляет 12 дюймов на 12 дюймов на 1 дюйм), более 104 000 тонн стали, 1,6 миллиона тонн бетона для погребальных конструкций и 800 000 галлонов жидкость для бальзамирования, согласно статье в Berkeley Planning Journal . Только из древесины можно построить 4,5 миллиона домов . А в нашей стране это еще пластиковые цветы и венки.
Кроме того, в мемориальных парках обычно есть обширные нетронутые газоны, которым требуется тонны воды, химических удобрений и пестицидов, чтобы они оставались яркими. Эти химические вещества могут проникать в воду или причинять вред диким животным и, например пчелам . Они также используют очень много земли. Если сложить квадратные метры всех кладбищ в США, то получится 1 миллион акров земли.
Учитывая всю вредность и высокую стоимость процесса, многие предпочитают кремацию, хотя с точки зрения экологии, это не сильно лучше. В процессе, в атмосферу выделяются вредные химические вещества, включая окись углерода, мелкодисперсную сажу, диоксид серы, тяжелые металлы и выбросы ртути из зубных пломб (хотя это спорный момент). У нас, такие пломбы ставили во времена СССР, но в некоторых странах, например Израиле, Германии и США, именно такие пломбы делают по страховке – бесплатно для пациентов, так как амальгама дешёвый, неприхотливый и долговечный материал.
А для тех, кто после жизни хочет стать частью природы и заодно позаботиться о ней, есть нечто особенное.
Более экологичные формы захоронения включают в себя помещение вашего тела в стручок, который в конечном итоге вырастет в дерево, или запечатывание вашего праха в бетонный шар , который погрузится на дно океана, чтобы стать частью кораллового рифа.
И это лучшие способы ответственного захоронения.