Найти тему
POLEZNOE.RU

Проблемные дети: что скрывается за их непослушанием и истериками?

Оглавление

«Беспокойный, непослушный, невоспитанный - словом, проблемный ребенок». Мы очень часто слышим такие слова от наших родителей и учителей! Проблемные дети становятся «кошмаром» в группе школьников и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители устают бороться со своим упрямством, а учителя не могут дождаться, когда проблемный ребенок наконец закончит школу или уйдет из детского сада.

Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «проблемными»? В чем заключаются ошибки родителей при воспитании ребенка? И как заставить ребенка слушать вас? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Портрет проблемного ребенка

Отец приводит шестилетнего мальчика на прием к психологу. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение: он постоянно прыгает, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверьми. Когда ему становится скучно, он подходит к жалюзи, тянет их и, наконец, ломает. Отец объясняет, что в детском саду воспитатели не могут справиться с ребенком, он игнорирует их и продолжает заниматься своими делами: бегает, ломает игрушки, громко кричит во время сна. Ребенок не может заводить друзей, дети держатся от него подальше, никто не хочет играть с ним или делать какие-либо действия вместе.

Это типичный пример проблемного ребенка. Такие дети:

  • не контролируют свое собственное поведение;
  • не принимают во внимание чувства и эмоции самих себя и окружающих;
  • не соблюдают никаких правил поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на родителей и учителей;
  • часто бывают очень капризны и устраивают сцены;
  • не умеют правильно вести себя в общественных местах;
  • их поведение действует на нервы взрослым;
  • стали изгоями в группе детей.
-2

Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?

Ошибки воспитания

Ошибка №1. Воспитание «любимца семьи»
Родители удовлетворяют любые потребности и желания своего сына или дочери. Такая ситуация часто возникает, когда это их единственный ребенок в семье или когда этот ребенок очень долгожданный. В результате дети привыкают чувствовать свою предельную значимость и не принимают во внимание никаких запретов и ограничений со стороны взрослых.

Ошибка №2. Отсутствие наказания в семье и чувства ответственности за свои поступки у ребенка
Ребенку всегда прощают плохие поступки и непослушание под простым объяснением: «они еще очень маленькие и не понимают, что делают, они вырастут и все поймут».

Ошибка №3. Чрезмерно заботливый подход

Вездесущий подход "принцип невмешательства" так же опасен, как и постоянные запреты и ограничения, поскольку они приведут к желанию их нарушить. Особенно когда жизненные потребности ребенка ограничены: в его физической активности, общении, познании окружающего мира.

Ошибка №4. Неправильные модели поведения, установленные родителями
Лекции о вреде курения и пользе чтения можно проводить дома ежедневно, но если отец курит, а книги служат лишь для стабилизации шаткого обеденного стола, то ребенок вряд ли поймет это и приспособится к «правильному» поведению.

Ошибка №5. Отсутствие четкого разграничения между тем, что разрешено, а что нет
Если мама строго запретила есть сладости, а бабушка тайком сунула их ребенку в карман, или папа пришел с работы в хорошем настроении и позволил не ложиться спать до 12 часов, ребенок быстро адаптируется к меняющемуся характеру настроения у взрослых и научится ими манипулировать для получения нужного.

Ошибка №6. Возложение родительских обязанностей на образовательные учреждения
Мнение родителей в данном случае сводится к тому, что детский сад и школа должны воспитывать своих детей, так как у них нет на это времени, они заняты зарабатыванием денег для семьи и ребенка в частности.

Причины плохого поведения ребенка

Помимо ошибок, которые совершают родители при воспитании ребенка, существуют и другие причины, по которым спокойный и послушный ребенок может вдруг начать плохо себя вести:

1. готовность привлекать к себе внимание
Когда мама и папа постоянно находятся на работе, дети видят своих родителей только по утрам и вечерам, поэтому им часто не хватает любви и заботы. В выходные дни многие родители оставляют своих детей с бабушками и дедушками, занимаясь накопившимися домашними делами.

Естественно, ребенок ищет внимания у своих родителей любым возможным способом. И, как вы знаете, самый быстрый и простой способ - это выполнить действие, на которое мама или папа сразу обратят внимание: устроить сцену, начать кричать на улице или топать ногами, или ввязаться в драку с кем-то.

Что должны делать родители:

- почаще называйте ребенка по имени и говорите ему добрые слова;
- если плохое поведение ребенка вызвано именно недостатком родительского внимания, то лучше не реагировать на такое поведение.
- если ребенок начинает плохо себя вести, отвлеките его, поручите ему легкое задание, например, полить растения, вытереть пыль с некоторых поверхностей или вымыть посуду. Всегда старайтесь выразить свою благодарность за выполнение этих задач;
- проводите свое свободное время с ребенком: гуляйте и играйте вместе. Заставьте их почувствовать себя важной частью вашей жизни, а не помехой ей.

2. «Жажда власти»
Многие дети, особенно в кризисные времена, требуют удовлетворения всех своих желаний и потребностей. Ребенок стремится доминировать над своими родителями, тем самым становясь более независимым от них.

Это выражается в капризности, непослушании, отказе слушать взрослых, настаивании на собственном мнении.

Что делать родителям:

- признайте силу и важность ребенка. Однако эта сила должна прийти вместе с ответственностью. Например, мать позволяет дочери надеть свое любимое вечернее платье в будний день в детский сад, но если она испачкает его, ей придется надеть другое платье на концерт.
- определите четкие границы для неадекватного поведения. Совершенно очевидно, что нельзя драться и называть родителей, взрослых или других детей именами; точно так же, как нельзя ломать свои собственные игрушки или игрушки других. Если ребенок переходит эти границы – он должен быть наказан. Это следует обсудить с ребенком заранее, чтобы он был информирован о последствиях своих неправильных действий.
- научите ребенка контролировать себя и свои эмоции, справляться с гневом, яростью и агрессией.

3. Месть («ты сделал мне что-то плохое– Я сделаю то же самое с тобой»)

Мы сами иногда не замечаем, что наши действия или слова оскорбляют наших детей. И если для нас это может пройти незамеченным или конфликт может быть сочтен недостаточно важным, обида может иметь серьезные последствия для нашего сына или дочери.

Во-первых, ребенок становится антисоциальным, а затем начинает проявлять физическую или словесную агрессию по отношению к взрослому, плохо себя ведет, никак не подчиняется родителям. Последствия этого могут включать либо укрепление отношений между ребенком и родителем, либо еще большее отчуждение ребенка от матери и отца.

Что делать родителям:

- научите своих детей выражать свои чувства и переживания и чаще спрашивайте: «что вы чувствуете сейчас? Какое у вас сегодня настроение?»;
- после ссоры с ребенком: попросите прощения, если вы не сумели сохранить спокойствие и накричали на него, обсудите характер ссоры и то, что можно сделать, чтобы избежать этого в будущем.;
- не бойтесь выражать свои чувства в присутствии ребенка. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, иногда вам бывает грустно и стыдно за свои ошибки.


4. Сознательное избегание неудач
Такой ребенок отказывается от участия в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на вопросы учителя перед классом, боится посещать новые места и знакомиться с новыми людьми.

Взрослые считают, что это всего лишь форма проявления непослушания, но проблема здесь лежит гораздо глубже – в индивидуальном восприятии и самооценке ребенка.

Ребенок боится потерпеть неудачу и быть неуспешным и поэтому отказывается от будущих потенциально травмирующих ситуаций. Этому способствуют и родители, когда их ожидания в отношении ребенка не соответствуют их реальным возможностям.

Что делать родителям:

- создавайте беспроигрышные ситуации, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои сильные стороны;
- повышайте самооценку ребенка, хвалите его за настойчивость и за выполнение задания;
- научите их думать о себе позитивно: «да, я все еще не умею завязывать шнурки, но не волнуйтесь, я уже могу построить дом из Лего за пять минут»;
- не сравнивайте своего ребенка с другими, сравнивайте его только с самим собой, со своими личными поступками и достижениями;
- поддерживайте их и всегда протягивайте руку помощи в случае трудностей, но не делайте за них их задачи!

Была ли эта страница полезной? Если ваш ответ "да", то подписывайтесь на наш канал. Вас ждет много полезной и интересной информации.