Верхняя одежда
На ней шубочка штофяная,
Ой, штофяная.
По подолу оборка золотая,
Ой, золотая.
Каждая девушка брачного возраста по неписаному деревенскому закону должна была иметь красивую верхнюю одежду.
Весной и осенью девушки носили двубортную одежду, сшитую в талию, с глубоким запахом, невысоким стоячим воротничком или без воротника и с длинными прямыми рукавами, которую в разных местностях России называли по-разному: зипун, кафтан, казакин, сермяга, сукман, свита, пониток, поддёвка, коротайка и т. п. Обычно верхняя одежда застегивалась на крючки до пояса, а подол только запахивался, чтобы было удобнее двигаться. Про нее говорили: «По подолу раструбиста, посередке прижимиста, по подпазушкам перехватиста». В русских деревнях получили распространение два варианта кроя: «с подхватами» или «с борами». «С подхватами» – значит с прямой спинкой и прямыми полами, между которыми были вшиты клинья, расширявшие подол. «С борами» – значит с отрезной спинкой, а иногда и отрезными полами, при этом широкую нижнюю часть присборивали у талии, только на спинке или вкруговую. Девушки, как правило, отдавали предпочтение одежде «с борами», считавшейся более красивой.
Одежду для весны и осени шили из белого, черного, серого сукна, изготовленного деревенскими сукновалами, а также из шерсти и сукна фабричного производства. Молодежь старалась уговорить родителей приобрести отрез фабричного сукна. Особенно модным вплоть до конца XIX века считался синий казинет – шерстяная ткань саржевого переплетения. Девушки украшали верхнюю одежду по вороту, бортам и подолу тесьмой, разноцветными шнурами, черным плисом, шерстяным сутажом красного, белого, черного, желтого цветов.
На Русском Севере, а также в центральных губерниях России девушки носили и так называемые холодники – верхнюю одежду из шелка, бархата, синего холста, китайки или шерсти фабричного производства на подкладке. По покрою это был вариант суконной одежды «с борами». Холодник надевали в праздничные дни весны и осени, если погода была еще сравнительно теплой.
В зимние праздники девушки из богатых семей появлялись на улице в нарядных шубах из овчины, меха зайца, белки, бобра, лисицы. Их обычно шили мехом внутрь, сверху покрывали поволокой – черным или синим сукном, китайкой, нанкой, штофным шелком. Девушки из семей среднего достатка носили так называемые нагольные шубы, то есть сшитые из дубленых овчин красновато-желтого цвета, или дымленых черных, или белых сыромятных, не покрывавшихся тканью. Крытые шубы по воротнику, краям пол, рукавов, подолу оторачивались мехом соболя, куницы, бобра, а нагольные – овчиной другого цвета, чем сама шуба.
Охотнички рыщут, черна бобра ищут,
Хотят бобра бить, хотят застрелить.
Маше шубу сшить, бобром опушить.
Опушка боброва, Маша черноброва.
Покрой шуб почти не отличался от покроя суконной одежды. Они были с глубоким запахом, суженные в талии и широкие в подоле. Шубы шили со стоячим воротником мехом внутрь, предохранявшим шею от холода или, что реже, с отложным воротником, мехом наружу. Девушки носили их с шерстяными шалями, которые надевали на голову, а кисти шали красиво расправляли по плечам, груди и спине.
К шубе обязательно полагались рукавицы или перчатки – кожаные, замшевые или вязаные. Рукавички из шерсти девушки вязали для себя сами, кожаные или замшевые перчатки с золотошвейной вышивкой, продававшиеся на ярмарках, оставались для многих девушек несбыточной мечтой.