БРОНЕНОСЦЫ (1-я эскадра, 1-й боевой отряд)
Японские броненосцы имели водоизмещение от 12.500 до 15.500 тонн, броневой пояс корпуса по ватерлинии, бронированные артиллерийские казематы, орудийные башни и командные рубки.
Все шесть японских броненосцев строились в Великобритании. Из них «самыми старыми» были однотипные «Фудзи» и «Ясима» (оба вступили в строй в 1897 г.); в 1900 в японском флоте появился «Сикисима», а в 1901 – однотипный с ним «Хацусе». Но до него, в 1900 г, в строй японского флота вошел броненосец «Асахи», строившийся по тому же проекту, что и «Сикисима», однако получивший другое расположение котлов (из-за этого на «Асахи» стояло две трубы, а не три). Последним, шестым броненосцем японского флота стал «Микаса», прибывший в Японию в 1902 году. Все эти корабли имели близкие, почти одинаковые технические характеристики. Они были рассчитаны на скорость в 18 узлов, но при необходимости способны были «выжать» и 18,5 узлов. Дальность плавания 10 узловым ходом составляла 4.000 миль («Микаса» - 4.600 миль). Бронирование на первых броненосцах («Фудзи» и «Ясима») состояло из никелевой брони (пояс корпуса 406-457 мм, башни 102-152 мм, рубки 356 мм). Последующие корабли получили более крепкую гарвеевскую броню, а «Микаса» – еще более крепкую крупповскую. Новые виды брони позволили сократить ее толщину без потери защитных свойств; поэтому броневой пояс «Сикисимы», «Хацусе», «Асахи» и «Микаса» составлял уже только 178-229 мм (броня башни 203-254, рубки 356 мм) .
Вооружение всех броненосцев было тоже почти идентичным: по 4х305-мм орудия главного калибра (в носовой и кормовой двухорудийных башнях), по 14х152-мм орудий среднего калибра (на ранних «Фудзи» и «Ясима» их было по 10), и по 14х47-мм «противоминных» пушек. Впрочем, слабые малокалиберные 47-мм пушки не сыграли никакой роли в морских сражениях; как и торпедные аппараты, которые оказалось просто невозможно применять с неповоротливых крупных кораблей; они совершенно напрасно занимали место и только отягощали вес броненосцев.
«Микаса» - последний броненосец японской судостроительной программы – получил улучшенное расположение и качество брони, чем предыдущие корабли этого класса (бронепояс «Микаса» имел бОльшую площадь, чем пояса других броненосцев). Еще одним его отличием было расположение десяти из имевшихся четырнадцати 152-мм орудий в батарее на главной палубе, а не в отдельных казематах. Благодаря этим отличиям «Микаса» стал одним из наиболее мощных боевых кораблей своего времени; командующий японским флотом адмирал Х. Того сделал этот броненосец своим флагманским кораблем.
Состав 1-го боевого отряда 1-й эскадры
УЧАСТИЕ В БОЯХ:
Все эти броненосцы, находясь в составе одного отряда, принимали активное участие в войне; в течение 1904 года они неоднократно вели артиллерийские обстрелы главной базы российского дальневосточного флота – крепости Порт-Артур, осуществляя блокаду в этой базе всей 1-й Тихоокеанской эскадры. Это позволило японцам практически беспрепятственно провести перевозку на транспортах и высадку на побережье Кореи и Китая трех сухопутных армий, одна из которых блокировала Порт-Артур с суши, прервав сообщение крепости с Россией, а две других атаковали российские войска, находившиеся в Манчжурии.
15 мая (2 мая по старому стилю, использовавшемуся в то время в России) при очередном обстреле Порт-Артура японская эскадра потеряла сразу два броненосца: на выставленных русским транспортом «Амур» минном заграждении на подходах к Порт-Артуру подорвались «Хацусе» и «Ясима». Оба поврежденных взрывами корабля были взяты на буксир, однако при попытке буксировки «Хацусе» наскочил на вторую мину, и мгновенно затонул из-за детонации погребов (погибло около 500 человек). Полузатопленного «Ясиму» потащили в Японию, однако к вечеру и он затонул, так и не добравшись до базы (погибло 319 человек).
Блокированный в Порт-Артуре русский флот 28 июля (по европейскому календарю 10 августа) 1904 года попытался прорваться из осажденного Порт-Артура, но в Желтом море был встречен японской эскадрой. Состоялось большое сражение, окончательно решившее судьбу российской Тихоокеанской эскадры. В нем сошлись 6 русских броненосцев, 4 крейсера и 8 миноносцев, которым противостояли с японской стороны 4 броненосца и включенные в отряд броненосцев (на замену погибшим) 2 броненосных крейсера, а так же 2 броненосных и 9 легких крейсеров, 18 миноносцев и 30 малых миноносцев. Несмотря на превосходство японцев в легких силах исход сражения решила артиллерийская дуэль броненосцев. Все крупные корабли обеих сторон получили серьезные повреждения, но ни один корабль не был потоплен. Однако, несмотря на то, что японцы понесли более тяжелые материальные потери (русские стреляли более метко) гибель в бою командующего, что привело к потере управления, а так же неверие в успех прорыва всего командного состава российской Тихоокеанской эскадры заставили русские корабли отступить и вернуться в Порт-Артур. У японцев в том сражении наиболее тяжелые повреждения получил флагманский броненосец «Микаса», потерявший почти всю свою артиллерию и более 100 человек экипажа ( убито 32 и ранено свыше 80) ; этот корабль надолго встал на ремонт. В октябре на полугодовой ремонт встал и «Асахи», подорвавшийся 26.10.1904 на мине. Однако выход из строя двух наиболее сильных японских броненосцев уже не мог повлиять на обстановку на море, ведь русская Тихоокеанская эскадра после боя в Жёлтом море практически перестала существовать как организованная боевая сила. Не веря больше в возможность прорыва во Владивосток, корабли начали передачу артиллерии, боекомплекта и личного состава эскадры на сухопутный фронт. А в декабре разоруженные и оставленные своими экипажами русские корабли были расстреляны и потоплены японской осадной артиллерией прямо в гавани Порт-Артура.
Длительный перерыв в боевых действиях на море позволил японцам не только вернуть в строй поврежденные броненосцы, но и у других кораблей провести замену расстрелянной в боях артиллерии на новые стволы. Поэтому к началу Цусимского сражения японские броненосцы подошли отремонтированными и перевооруженными. Мало того, экипажи японских кораблей приобрели за 1904 год богатый боевой опыт и хорошо освоились со своей техникой. Тем не менее, Цусимское сражение не стало безнаказанным расстрелом русской 2-й Тихоокеанской эскадры, как принято считать в отечественной исторической литературе. Так, броненосец «Фудзи» получил во время сражения 12 попаданий, буквально чудом избежав гибели после взрыва русского 12-дм снаряда, разбившего его кормовую башню (вспыхнувший было в погребе порох по воле случая загасила вода, хлынувшая из перебитых трубопроводов). «Фудзи» в этом сражении потерял убитыми 8 и ранеными 22 человека. Девять попаданий получил броненосец «Сикисима», на котором к тому же разорвало одно 305-мм орудие ( 13 убитых, 22 раненых). В «Асахи» русские артиллеристы всадили 6 снарядов (8 человек убито, 23 ранено). Больше всех досталось флагману «Микасе»: 40 попаданий, из них 10 – 12-дюймовыми «чемоданами»; более 100 человек погибло и выбыло из строя из-за тяжелых ранений. По количеству попаданий во врага русский флот не слишком отстал от японского; гибели же большинства российских броненосцев способствовало то, что они были перегружены углем, из-за чего их броневые пояса ушли под воду, а ничем не защищенные борта по ватерлинии легко рвались фугами японцев…
БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА (2-я эскадра, 2-й боевой отряд)
Командующим 2-й эскадры был адмирал Х. Камимура, державший свой флаг на броненосном крейсере «Идзумо».
Отряд броненосных крейсеров был главной ударной силой 2-й эскадры. Броненосные крейсера Японии имели водоизмещение от 8.500 до 10.500 тонн и несли броню по той же схеме, что и броненосцы (только более тонкую). Среди броненосных крейсеров японского флота самым старым был корабль английской постройки «Чиода», вступивший в строй в 1890 году. Однако, относясь официально к классу тяжелых броненосных, «Чиода», тем не менее, имел водоизмещение и вооружение, соответствующие легким крейсерам. Поэтому накануне Русско-Японской войны как устаревший и слабо вооруженный, «Чиода» был включен не в отряд броненосных крейсеров, укомплектованный новыми кораблями, а в 6-й отряд легких крейсеров 3-й эскадры. К 3-й эскадре были приписаны устаревшие корабли и канонерские лодки; эта эскадра в основном выполняла вспомогательные функции (об этом отряде и о «Чиоде» подробнее будет рассказано в другой статье).
Длительное время «Чиода» оставался единственным в Японии броненосным крейсером. Но когда японское правительство взяло курс на войну с Российской империей, флот Микадо за короткий срок приобрел и ввел в свой состав целую серию кораблей этого класса. Первыми на Японские острова в 1899 году прибыли из Англии броненосные крейсера «Асама» и «Токива». Эти однотипные корабли имели скорость 22 узла, дальность плавания 4.600 миль и новомодное гарвеевское бронирование ( пояс 178 мм, башни 152 мм, рубка 356 мм, палуба 51-76 мм). Вооружение каждого крейсера состояло из 4х203-мм, 14х152-мм и 12х76-мм орудий; кроме того, корабли имели по 8х47-мм «малокалиберок», не оправдавших себя в эскадренном бою, и 5 торпедных аппаратов. Вообще-то установка на крупных кораблях торпедного оружия нигде себя не оправдала; однако японские крейсера во второй фазе Цусимского сражения, когда они уже гонялись за рассыпавшимися по морю подбитыми одиночными русскими кораблями, имели несколько удачных примеров использования своих торпед против крупных судов противника.
В 1900 году японский флот пополнился броненосным крейсером германской постройки «Якумо», «французом» «Адзума» и «англичанином» «Идзумо». В следующем, 1901 году, в Японию прибыл «систершип» «Идзумо» - точно такой же крейсер «Ивате». «Якумо» и «Адзума» имели скорость 21 узел, а дальность плавания 5.000 и 4.000 миль; «Идзумо» и «Ивате» получились несколько более скоростными – они давали 22 узла (дальность 4.900 миль). Несмотря на то, что корабли строились в разных странах, они имели одинаковое бронирование наиболее крепкого на то время крупповского типа: пояс 178 мм, башни 152 мм, рубки 356 мм, палуба 63 мм. Почти одинаковым было и артиллерийское вооружение: 4х203-мм, 12х152-мм (на «Идзумо» и «Ивате» - по 14х152-мм) и 12х76-мм орудия, а так же по 8х47-мм «противоминных» пушек-«хлопушек». Торпедное оружие было представлено 5х457-мм аппаратами (на «Идзумо» и «Ивате» - по 4 аппарата).
И уже после начала боевых действий, в феврале 1904, в Японию прибыли поспешно перекупленные у Аргентины броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» итальянской постройки (принимать участие в боях стали с апреля). Причем в руки японцев эти крейсеры попали только потому, что ранее от их покупки отказалось… российское правительство! В результате две мощные боевые единицы пополнили не русский Тихоокеанский флот, а японский, и поспособствовали перевесу сил в сторону «Страны восходящего солнца»…
Так как эти корабли не заказывались японским правительством, а были куплены уже готовыми, их технические характеристики заметно отличались от характеристик других броненосных крейсеров флота Микадо. «Ниссин» и «Касуга» имели более низкую скорость (по проекту 20 узлов, на самом деле – не более 18,5 узла), но лучшую дальность плавания (5.500 миль). Их крупповская броня была несколько тоньше, чем у остальных крейсеров (пояс 75-150 мм, башни и рубка 150 мм, палуба 24-37 мм), зато покрывала бОльшую площадь корпуса. А артиллерия главного калибра различалась даже на этих однотипных судах: если «Ниссин» со своими 4х203-мм орудиями соответствовал японскому крейсерскому стандарту, то «Касуга» имел всего 2х203-мм пушки, но их дополняло одно более мощное 254-мм орудие, калибр которого не предусматривался японскими морскими стратегами. Остальная артиллерия «японских аргентино-итальянцев» была вполне стандартной: 14х152-мм, 10х76-мм и 6 «противоминных» малокалиберок; кроме того, каждый крейсер нес по 4х457-мм торпедных аппарата.
Состав 2-го боевого отряда 2-й эскадры
УЧАСТИЕ В БОЯХ:
В начале Русско-Японской войны японский флот силами крейсеров постарался уничтожить те русские корабли, которые находились в отрыве от своей эскадры, выполняя функции стационеров в дальневосточных портах. Для этого во временный отряд адмирала Уриу, выполнявший данную задачу, был включен броненосный крейсер «Асама». Он при поддержке приданного из 6-го отряда старого броненосного «Чиода» и четырех бронепалубных крейсеров 4-го отряда 27 января (по новому стилю 9 февраля) 1904 года принял участие в бою против не сдавшегося превосходящим силам противника русского крейсера «Варяг» и сопровождавшей его канонерки «Кореец». Затем «Асама», «Ниссин» и «Касуга» участвовали в блокаде Порт-Артура. 15 мая при возвращении от этой крепости на свою базу «Касуга» в тумане столкнулся с легким крейсером «Иосино», повредив свою носовую часть, из-за чего новейшему кораблю пришлось встать на ремонт («Иосино» же от таранного удара вообще затонул).
28 июля (10 августа), «Асама» и с ним «Якумо» поддерживали отряд броненосцев в сражении в Желтом море; в этом бою «Якумо» получил удар 305-мм снарядом, убившим 12 и ранившим 10 человек. В том же сражении участвовали тихоходные итальянские «Ниссин» и «Касуга», которые после гибели броненосцев «Хацусе» и «Ясима» были включены на их места в броненосный отряд (кораблям которого они вполне соответствовали по скорости; в составе отряда броненосцев эти крейсеры и действовали до самого конца войны). В бою в Желтом море «Ниссин» получил тяжелые повреждения; русскими снарядами на нем было убито 14 и ранено 15 моряков.
Остальные японские броненосные крейсеры во время этого сражения блокировали Корейский пролив, чтобы не допустить подхода на помощь Тихоокеанской эскадре Владивостокского отряда крейсеров. «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате» охотились за Владивостокскими крейсерами с самого начала войны, однако безуспешно. И вот благодаря сражению в Желтом море им удалось, наконец, встретиться. Сообщение о выходе Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура и приказ о поддержке этого прорыва Владивостокский отряд получил только вечером 29 июля, когда в действительности сражение уже закончилось. Не имея представления об этом, броненосные крейсера «Громобой», «Россия» и «Рюрик» вышли в море, и на рассвете 1 августа угодили прямо в центр построения японского отряда броненосных крейсеров, продолжавших блокировать Корейский пролив. В результате 5-часового артиллерийского боя японцам удалось потопить крейсер «Рюрик», который из-за недостаточной скорости не смог оторваться от преследования. Но в этом бою пострадали и японцы. В «Идзумо» попало 20 снарядов, в «Адзумо – 10, в «Токива» - 3, а в «Ивате» - 17. Причем один снаряд с «Рюрика» нанес «Ивате» самый страшный удар: пробив броню каземата, он вызвал детонацию находившегося у орудий боезапаса. Взрыв вывернул наизнанку весь каземат, погибло сразу 40 человек, а еще 37 получили тяжелейшие ранения (всего же на японских крейсерах в том бою были убиты 44, и ранен 71 моряк).
После возвращения русской эскадры в Порт-Артур, а избитых крейсеров «Громобой» и «Россия» во Владивосток в боевых действиях на море наступил длительный перерыв, позволивший японцам отремонтировать все свои броненосные крейсера и заменить на них расстрелянные стволы новыми. В мае 1905 года эти корабли приняли активное участие в Цусимском сражении: «Ниссин» и «Касуга» - в составе отряда броненосцев, старый «Чиода» - в 6-м резервном отряде легких крейсеров, а «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате» - в составе второго броненосного отряда, игравшего роль авангарда. Именно на этот скоростной броненосный отряд легла ответственная задача - охватывать голову русской колонны, заворачивая ее в сторону Японии и не давая противнику двигаться на Владивосток; и при этом - расстреливать своими орудиями флагманский корабль 1-го русского отряда. Японские броненосные крейсера блестяще справились с этой задачей, сыграв важную роль в разгроме 2-й Тихоокеанской эскадры. Понятно, что находясь на острие удара, эти корабли не избежали повреждений. В «Асама» попало 12 снарядов, разбивших рулевое управление, вызвавших затопление нескольких отсеков, убивших и ранивших 16 человек. «Токива» получил 8 попаданий (1 моряк убит, 14 ранено). «Якумо» выдержал 7 тяжелых ударов (3 убитых, 9 раненых). «Адзума» получил 15 попаданий, вызвавших серьезные повреждения (+ 10 убитых и 30 раненых). 12 снарядов угодило в «Идзумо» (убито 3 и ранено 27 человек). Его «систершип» «Ивате» получил 17 попаданий; правда, без серьезных повреждений (15 раненых).
Шедшие замыкающими в колонне броненосцев крейсера «Ниссин» и «Касуга» так же пострадали от русского огня. И если «Касуга» получил всего 3 попадания (7 убитых, 20 раненых), то «Ниссин» пострадал серьезнее: в него угодило 11 снарядов, да еще, не выдержав частоты собственной стрельбы, разорвались три 203-мм орудия. В результате за Цусимское сражение «Ниссин» потерял 95 человек убитыми и ранеными…
Русско-японская война: состояние флотов
Русско-японская война: Порт-Артурский отряд броненосцев
Порт-Артурские крейсера
Японские крейсера 1-й и 2-й эскадр
Японские крейсеры 3-й эскадры
Канонерки и минно-тральные корабли Порт-Артура
Японские миноносцы
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.