Хотите, чтобы сотрудники соблюдали правила и знали, какие санкции ждут их в случае промахов? Устали делать выговоры и складировать на столе объяснительные? Наказать сотрудников можно различными позитивными способами! Читайте в статье, как применять санкции к коллегам и оставаться хорошим начальником.
Дисциплинарное наказание
За неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей – то есть совершение дисциплинарного проступка – работодатель может применить следующие взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Что нужно знать о дисциплинарных наказаниях?
- Все сотрудники должны быть в курсе того, что считается правонарушением и какое наказание за ним следует. Правила ни для кого не должны быть секретом, чтобы не возникало недоуменных вопросов: «А за это выговор?!»
- Если сотрудник совершил правонарушение, это должно быть задокументировано. Нет соответствующего документа – нет доказательств. А это обернётся бедой для компании, если дело дойдет до суда.
- Потребуйте от провинившегося сотрудника письменное объяснение, вручив соответствующее уведомление. На это даётся 2 дня. Если подчинённый отказывается давать какие-либо объяснения, необходимо составить акт о непредоставлении объяснительной записки.
- За одно правонарушение можно получить только одно замечание/выговор. Сотрудник опоздал – получает замечание. Опоздал ещё раз – выговор. Если же подопечные коллекционируют самые разные мелкие нарушения, то ваша воля их уволить.
- По ТК РФ нет чёткого ранжирования нарушений по степени их серьёзности. Поэтому работодатель сам оценивает, насколько велика вина сотрудника, и имеет полное право вынести выговор, миновав замечание.
- Аннулировать замечание или выговор можно двумя способами. Первый – издать приказ о снятии дисциплинарного взыскания. Второй – дождаться, пока выговор будет аннулирован автоматически спустя 1 год после его вынесения.
Как сделать наказания эффективными?
Если мы хотим направить все силы и мысли сотрудников на то, чтобы не нарушить ни одну рабочую заповедь, то наказания – наше оружие. Но чтобы компания преуспевала, не стоит держать всех в ежовых рукавицах.
В атмосфере страха и стресса сотрудники не станут вкладывать душу в работу, поэтому использование только наказаний для мотивации персонала нецелесообразно. Чтобы люди сами были нацелены на результат, эффективнее сделать фокус на пряники, а не только на кнут.
Когда в компании одно наказание следует за другим – это сплачивает коллектив против руководства. Подчинённые уже не воспринимают систему наказаний всерьёз, а посмеиваются над ней. И в такой ситуации уже никто не задумается: «А как же исправиться? Как не совершить ещё раз эту ошибку?»
Из этого следуют две простые истины:
Если принято только ругать, общие нарушения сплотят сотрудников против руководства.
Если в компании есть и поощрения, и наказания, – работа пойдёт куда лучше. Сотрудники станут выкладываться по полной, желая не только не проштрафиться, но и отхватить бонус.
Любые «санкции» должны послужить уроком для нарушителя, поэтому давайте рассмотрим несколько способов наказаний и проанализируем их эффективность.
1. Прилюдный выговор
Руководство бичует провинившегося при коллегах. Цель – наглядно показать, как делать не надо. Итог – сотрудник растоптан, остальные в растерянности. Из этого делаем выводы:
- Прилюдная порка – не метод.
- Правильное решение – организовать собрание с коллективом и обсудить произошедшее, сохранив анонимность провинившегося подчинённого. Объяснить, чем чревато правонарушение.
- Наказание должно быть со смыслом. Пусть нарушитель напишет 20 способов, как можно было избежать ошибки. Это поможет увидеть варианты, как можно было поступить, и наглядно осмыслить, что и где сотрудник сделал не так.
2. Лишение дополнительных социальных благ
Провинившегося сотрудника можно на время ограничить в посещении спортзала на работе, отказать в предоставляемом компанией абонементе в бассейн и в возможности пользоваться рабочим транспортом, личным водителем и т.д.
3. Изменение привычной работы сотрудника
Например: творческого и активного человека можно посадить за рутинную работу. Для него это будет действительно наказанием, он захочет поскорее покончить с этим мучением.
4. Дополнительные поручения
К примеру, разложить файлики, проверить даты на документах, проследить за порядком в отделе.
Важно! Дополнительные задания должны быть очень «гибкими», чтобы не возникало противоречий с должностными обязанностям. В противном случае сотрудник может отказаться их выполнять, ссылаясь на договор.
Материальные наказания
Если совершено особо тяжкое «преступление», то можно наказать сотрудника можно рублём. Но:
Даже если сотрудник накосячил, и компания потеряла 5 000 000, работодатель не может стрясти денег с сотрудника (за исключением лиц, которые несут материальную ответственность). Не в рабство же его продавать…
Как же работодатель может компенсировать материальный ущерб?
- Лишение премии.
- Добровольная компенсация сотрудником или через суд.
- Махинации с неофициальной окладной частью («чёрной» зарплатой), если такая имеется – вычет какой-то её части или полное удержание.
Есть 2 отличных способа, как платить зарплату соразмерно тому, что сделал сотрудник, и не опасаться, что вы понесёте убытки из-за его проступков:
1. Ключевой показатель эффективности
Оцениваем работу сотрудника по показателям. Например, таким: объём продаж, количество новых клиентов, количество повторно вернувшихся клиентов и т.д. У показателей есть свои целевые значения, из которых и складывается зарплата. Плюсы этой системы:
– правильно ставится фокус;
– выгодно для компании: сколько сделано, столько и оплачено;
– сотрудник знает, сколько денег и за что он получит.
2. Метод «Ведро»
В бюджет закладывается полная зарплата, а потом из неё начинают «уплывать» деньги за нарушения. Например: 1 опоздание – минус 100 р., разговор не по скрипту – минус 100 р. Система подсчёта должна быть абсолютно прозрачной. Сотрудники должны понимать, что есть возможность получить максимум: всё зависит от них. Иначе говоря, есть целое ведро, в котором море денег, осталось только не расплескать.
Санкции сотрудникам: нестандартный подход
Изюминка ещё никогда никому не мешала. Почему бы не добавить её в наказания?
Примеры нестандартных способов:
Больше спорта – меньше ошибок
Можно ввести санкционные отжимания за опоздание. 1 минута задержки – 1 отжимание. И дисциплина наладится, и коллектив станет подтянутым.
Глупое поведение – глупая одежда
Иногда так и подмывает нахамить грубому клиенту и швырнуть трубку. И, если это происходит, будьте добры, надевайте футболку с надписью «Я – хам. И мне стыдно» и носите её весь рабочий день.
«Мойдодыр»
Если сотрудник не помыл за собой кружку, на следующий день надевает бейджик «Мойдодыр» и моет кружки за всеми. Так можно и с любыми косяками, касающимися чистоты и порядка.
«Штраф»
Можно придумать систему, по которой сотруднику будут начисляться штрафные очки за нарушения. Например, три очка – приносишь всем пончики, 5 – лишаешься возможности поехать на корпоративный отдых и т.д.
Ещё одним интересным методом поделилась эксперт Надежда Бурцева:
Провинился – извинился
«Бригада произвела бракованную продукцию, и компании пришёл огромный штраф. Руководитель по производству собрал рабочих и сказал, что все получат премию меньше, а провинившаяся бригада не получит ничего.
Все расстроены, в особенности тот, из-за кого произошла такая оказия. И вот виновник событий решил пожарить на всех шашлыков – мол, простите меня. Так и вошло в практику: накосячил – стряпай что-то вкусное на всю бригаду.
Как видите, наказывать сотрудников можно и не только жёсткими методами, а вполне дружелюбными способами.
Читайте полную версию статьи: Как наказать сотрудника: 11 Крутых санкций сотрудникам
А какие нестандартные способы наказний знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сохранить статью в закладки, чтобы воспользоваться санкциями в момент, когда это будет так нужно.