Найти в Дзене
FriendWork

Как наказать сотрудника: 11 Интересных способов наказать коллег

Оглавление

Хотите, чтобы сотрудники соблюдали правила и знали, какие санкции ждут их в случае промахов? Устали делать выговоры и складировать на столе объяснительные? Наказать сотрудников можно различными позитивными способами! Читайте в статье, как применять санкции к коллегам и оставаться хорошим начальником.

Дисциплинарное наказание

За неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей – то есть совершение дисциплинарного проступка – работодатель может применить следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Что нужно знать о дисциплинарных наказаниях?

  • Все сотрудники должны быть в курсе того, что считается правонарушением и какое наказание за ним следует. Правила ни для кого не должны быть секретом, чтобы не возникало недоуменных вопросов: «А за это выговор?!»
-2
  • Если сотрудник совершил правонарушение, это должно быть задокументировано. Нет соответствующего документа – нет доказательств. А это обернётся бедой для компании, если дело дойдет до суда.
  • Потребуйте от провинившегося сотрудника письменное объяснение, вручив соответствующее уведомление. На это даётся 2 дня. Если подчинённый отказывается давать какие-либо объяснения, необходимо составить акт о непредоставлении объяснительной записки.
  • За одно правонарушение можно получить только одно замечание/выговор. Сотрудник опоздал – получает замечание. Опоздал ещё раз – выговор. Если же подопечные коллекционируют самые разные мелкие нарушения, то ваша воля их уволить.
-3
  • По ТК РФ нет чёткого ранжирования нарушений по степени их серьёзности. Поэтому работодатель сам оценивает, насколько велика вина сотрудника, и имеет полное право вынести выговор, миновав замечание.
  • Аннулировать замечание или выговор можно двумя способами. Первый – издать приказ о снятии дисциплинарного взыскания. Второй – дождаться, пока выговор будет аннулирован автоматически спустя 1 год после его вынесения.

Как сделать наказания эффективными?

Если мы хотим направить все силы и мысли сотрудников на то, чтобы не нарушить ни одну рабочую заповедь, то наказания – наше оружие. Но чтобы компания преуспевала, не стоит держать всех в ежовых рукавицах.

В атмосфере страха и стресса сотрудники не станут вкладывать душу в работу, поэтому использование только наказаний для мотивации персонала нецелесообразно. Чтобы люди сами были нацелены на результат, эффективнее сделать фокус на пряники, а не только на кнут.

-4

Когда в компании одно наказание следует за другим – это сплачивает коллектив против руководства. Подчинённые уже не воспринимают систему наказаний всерьёз, а посмеиваются над ней. И в такой ситуации уже никто не задумается: «А как же исправиться? Как не совершить ещё раз эту ошибку?»

Из этого следуют две простые истины:

Если принято только ругать, общие нарушения сплотят сотрудников против руководства.

-5

Если в компании есть и поощрения, и наказания, – работа пойдёт куда лучше. Сотрудники станут выкладываться по полной, желая не только не проштрафиться, но и отхватить бонус.

Любые «санкции» должны послужить уроком для нарушителя, поэтому давайте рассмотрим несколько способов наказаний и проанализируем их эффективность.

1. Прилюдный выговор

Руководство бичует провинившегося при коллегах. Цель – наглядно показать, как делать не надо. Итог – сотрудник растоптан, остальные в растерянности. Из этого делаем выводы:

  1. Прилюдная порка – не метод.
  2. Правильное решение – организовать собрание с коллективом и обсудить произошедшее, сохранив анонимность провинившегося подчинённого. Объяснить, чем чревато правонарушение.
  3. Наказание должно быть со смыслом. Пусть нарушитель напишет 20 способов, как можно было избежать ошибки. Это поможет увидеть варианты, как можно было поступить, и наглядно осмыслить, что и где сотрудник сделал не так.

2. Лишение дополнительных социальных благ

Провинившегося сотрудника можно на время ограничить в посещении спортзала на работе, отказать в предоставляемом компанией абонементе в бассейн и в возможности пользоваться рабочим транспортом, личным водителем и т.д.

3. Изменение привычной работы сотрудника

Например: творческого и активного человека можно посадить за рутинную работу. Для него это будет действительно наказанием, он захочет поскорее покончить с этим мучением.

4. Дополнительные поручения

К примеру, разложить файлики, проверить даты на документах, проследить за порядком в отделе.

Важно! Дополнительные задания должны быть очень «гибкими», чтобы не возникало противоречий с должностными обязанностям. В противном случае сотрудник может отказаться их выполнять, ссылаясь на договор.

-6

Материальные наказания

Если совершено особо тяжкое «преступление», то можно наказать сотрудника можно рублём. Но:

-7

Даже если сотрудник накосячил, и компания потеряла 5 000 000, работодатель не может стрясти денег с сотрудника (за исключением лиц, которые несут материальную ответственность). Не в рабство же его продавать…

Как же работодатель может компенсировать материальный ущерб?

  • Лишение премии.
  • Добровольная компенсация сотрудником или через суд.
  • Махинации с неофициальной окладной частью («чёрной» зарплатой), если такая имеется – вычет какой-то её части или полное удержание.
-8

Есть 2 отличных способа, как платить зарплату соразмерно тому, что сделал сотрудник, и не опасаться, что вы понесёте убытки из-за его проступков:

1. Ключевой показатель эффективности

Оцениваем работу сотрудника по показателям. Например, таким: объём продаж, количество новых клиентов, количество повторно вернувшихся клиентов и т.д. У показателей есть свои целевые значения, из которых и складывается зарплата. Плюсы этой системы:

– правильно ставится фокус;
– выгодно для компании: сколько сделано, столько и оплачено;
– сотрудник знает, сколько денег и за что он получит.

2. Метод «Ведро»

В бюджет закладывается полная зарплата, а потом из неё начинают «уплывать» деньги за нарушения. Например: 1 опоздание – минус 100 р., разговор не по скрипту – минус 100 р. Система подсчёта должна быть абсолютно прозрачной. Сотрудники должны понимать, что есть возможность получить максимум: всё зависит от них. Иначе говоря, есть целое ведро, в котором море денег, осталось только не расплескать.

-9

Санкции сотрудникам: нестандартный подход

Изюминка ещё никогда никому не мешала. Почему бы не добавить её в наказания?

Примеры нестандартных способов:

Больше спорта – меньше ошибок

Можно ввести санкционные отжимания за опоздание. 1 минута задержки – 1 отжимание. И дисциплина наладится, и коллектив станет подтянутым.

Глупое поведение – глупая одежда

Иногда так и подмывает нахамить грубому клиенту и швырнуть трубку. И, если это происходит, будьте добры, надевайте футболку с надписью «Я – хам. И мне стыдно» и носите её весь рабочий день.

«Мойдодыр»

Если сотрудник не помыл за собой кружку, на следующий день надевает бейджик «Мойдодыр» и моет кружки за всеми. Так можно и с любыми косяками, касающимися чистоты и порядка.

-10

«Штраф»

Можно придумать систему, по которой сотруднику будут начисляться штрафные очки за нарушения. Например, три очка – приносишь всем пончики, 5 – лишаешься возможности поехать на корпоративный отдых и т.д.

Ещё одним интересным методом поделилась эксперт Надежда Бурцева:

Провинился – извинился

«Бригада произвела бракованную продукцию, и компании пришёл огромный штраф. Руководитель по производству собрал рабочих и сказал, что все получат премию меньше, а провинившаяся бригада не получит ничего.

Все расстроены, в особенности тот, из-за кого произошла такая оказия. И вот виновник событий решил пожарить на всех шашлыков – мол, простите меня. Так и вошло в практику: накосячил – стряпай что-то вкусное на всю бригаду.

-11

Как видите, наказывать сотрудников можно и не только жёсткими методами, а вполне дружелюбными способами.

Читайте полную версию статьи: Как наказать сотрудника: 11 Крутых санкций сотрудникам

А какие нестандартные способы наказний знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сохранить статью в закладки, чтобы воспользоваться санкциями в момент, когда это будет так нужно.