126 подписчиков

Суглинки и глины Подмосковья: откуда они взялись

1,3K прочитали

По весенней и осенней распутице или после продолжительных дождей мы нередко ругаемся на то, что приходится "месить глину". Проселки раскисают, пешеходы, велосипедисты, конники и даже автолюбители стараются без крайней нужды не пользоваться грунтовыми дорогами и даже трактора не везде чувствуют себя комфортно. На самом деле то, что в быту мы привыкли называть глиной – чаще всего суглинок, причем не самый тяжелый.

По весенней и осенней распутице мы нередко ругаемся на то, что приходится "месить глину".

Глина в Подмосковье тоже встречается, но это немножко другое. Например, сизые юрские глины - отложения древнего юрского моря. Из них можно делать посуду, этими глинами обмазывали печи, из них делали и делают кирпичи. Кстати, знаменитый гжельский фарфор изготавливают из юрских глин, которые добывают в районе Гжели, а любители палеонтологии находят в отвалах белемниты, фрагменты аммонитов и другие окаменелости.

Сначала попробуем разобраться в том, какая разница между глинами и различными суглинками, а потом уже поговорим подробнее о последних.

Глина – осадочная порода, состоящая из мелких глинистых и алевритистых (пылеватых) частиц. По различным классификациям диаметр глинистых частиц < 0,005 мм, < 0,01 или < 0,001 мм. В любом случае – это очень мелкие частицы. Для сравнения размер зерен среднезернистого песка – от 0,5 до 0,25 мм. В сухом состоянии глина пылевидная, но хорошо держится в куске за счет межмолекулярных сил сцепления между частицами. Во влажном состоянии глина очень пластична.

Если из влажной глины скатать в руках "шнур" и свернуть его в кольцо, то на кольце не должно появиться растрескиваний. При растирании в руках комочки глины сложно раздавить, при этом сами частицы на пальцах практически не чувствуются – настолько они мелкие.

Карта четвертичных отложений Подмосковья
Карта четвертичных отложений Подмосковья

Суглинки – это рыхлые осадочные породы, состоящие из смеси глинистых (пелитовых), пылеватых (алевритовых) и песчаных (псаммитовых) частиц в различных пропорциях со значительной долей глинистых частиц (10-30%). Еще Владимир Иванович Даль определял суглинок, как "почву с немалой примесью глины". Кроме того, в суглинках могут присутствовать более крупные обломки, в том числе валуны и глыбы.

Классификаций суглинков несколько, но для утилитарных нужд, например для характеристики почв, их удобно подразделять на тяжелые, средние и легкие.

Тяжелый суглинок – это пластичная порода с высоким содержанием глинистых частиц (около 30%). Шнур, скатанный из тяжелого суглинка, сворачивается в кольцо, но при этом – растрескивается. В сухом состоянии кусок тяжелого суглинка практически невозможно разрушить в руке и его крайне тяжело копать. Тяжелых суглинков в Подмосковье сравнительно немного и вообще это не самая распространенная порода.

"Метод шнура": 1- глины, 2- тяжелые суглинки, 3 - средние суглинки, 4 - легкие суглинки
"Метод шнура": 1- глины, 2- тяжелые суглинки, 3 - средние суглинки, 4 - легкие суглинки

А вот средний суглинок распространен довольно широко. Обычно именно его садоводы-любители, да и просто жители средней полосы в обиходе называют "глиной". И не мудрено. Это действительно довольно тяжелая почва, которую непросто обрабатывать, особенно в очень мокром или очень сухом состояниях. Средний суглинок обладает гораздо меньшей пластичностью и большей рыхлостью, чем тяжелый. Во влажном состоянии из среднего суглинка можно скатать шнур, но при попытке свернуть его в кольцо он распадется на отдельные кусочки.

Легкий суглинок содержит сравнительно небольшое количество глинистых частиц и довольно много песка. Из увлажненного легкого суглинка нельзя скатать шнур без разрывов, а тем более – свернуть его в кольцо. Зато из него можно скатать шарик.

Для средней полосы Европейской части России и в том числе для Подмосковья суглинки – очень распространенные породы. Откуда они взялись?

В основном "удружил" нам с ними ледник, причем – не один, хотя суглинки могут иметь и другое происхождение. В Подмосковье встречаются ледниковые (морена), водно-ледниковые (флювиогляциальные), озерно-болотные и покровные суглинки.

Самую большую площадь занимают покровные суглинки, что соответствует их названию. Происхождение этих суглинков до сих пор дискуссионно, но в целом они совпадают с областью распространения ледниковых и водно-ледниковых отложений. Покровные суглинки как правило желто-бурого цвета, практически не содержат грубых частиц (гравия, гальки, а тем более валунов), их мощность на междуречьях – 1,5-3 м, а на склонах может достигать 8-10 м. Залегают они поверх морены или водноледниковых отложений. А вот морена – это результат действия ледников. Причем наши моренные суглинки результат специфического покровного оледенения, подобного тому, что сейчас в Антарктиде и Гренландии.

Валуны, извлеченные из морены
Валуны, извлеченные из морены

За четвертичный период территория Подмосковья подвергалась нескольким оледенениям. Самое древнее – Окское (470–420 тыс. лет назад), практически не оставило следов. Считается, что окские отложения вобрал в себя и переработал Днепровский ледник (300–250 тысяч лет назад) – самый мощный и продвинувшийся дальше всех на юг. Полагают, что во время его максимального распространения толщина льда в наших широтах могла составлять километр и даже больше. Просто попытайтесь представить себе эти масштабы! Причем ледник – это не кусок льда, который смирно лежит на земле. Он живет своей таинственной и довольно интенсивной жизнью.

Чтобы сориентироваться в этих сотнях тысяч лет, можно вспомнить, что самые древние датировки наших далеких и побочных предков неандертальцев (вернее - пранеандертальцев) около 500 тыс. лет назад.

Следующее оледенение, которое во многом и сформировало каркас современного рельефа значительной части Подмосковья носит название Московского (170—125 тыс. лет назад). Его точные границы различные исследователи рисуют несколько по-разному, но в целом ледник остановился в районе Москвы, что поделило Московскую область на две крупные части. Практически всё, что находится к северо-западу от Москвы, сформировано ледниковыми отложениями московского возраста, а вот юго-восточнее города картина более пестрая - там есть выходы более древней днепровской морены (юг Подмосковья), разнообразные и разновозрастные водно-ледниковые (флювиогляциальные) отложения, отложения приледниковых озер и др.

Время Московского оледенения можно назвать "временем неандертальцев" - 150-130 лет назад они уже сложились как вид и заселили Центральную и Южную Европу. Кстати, неандертальцы до наших широт так и не добрались, видимо оказалось холодновато и далековато.

В целом, если смотреть на геологическую карту Подмосковья, то на северо-западе и юге преобладают тяжелые суглинистые почвы, а на юго-западе – более легкие, супесчаные, хотя есть ряд исключений.

Было еще одно оледенение – Валдайское с двумя максимумами около 70 и около 20 тыс. лет назад, но непосредственно до Московской области оно так и не дошло, хотя его флювиогляциальные отложения и отложения приледниковых озер во многом формируют рельеф Приволжской низменности. Окончательно оно закончилось около 11 тыс. лет назад.

Моренный суглинок в карьере
Моренный суглинок в карьере

Последние оледенение, это не только время неандертальцев, но и время людей. Около 40 тыс. лет назад наши предки заселили практически всю Евразию и тогда же, около 40 тыс. лет назад, исчезли неандертальцы. По современным данным они не только какое-то время жили на одних и тех же территориях, но даже иногда метисировались.

В Подмосковье палеолитических стоянок немного, самая известная из них – Зарайская. Раньше считалось, что самые древние остатки имеют датировки 24-17 тыс. лет назад, но по современным перепроверенным данным получается около 32 тыс. лет назад.

Кстати, проникновение человека в Северную Америку около 15 тыс. лет назад тоже связывают с оледенением. Из-за того, что покровные ледники связывали огромные массы воды, уровень Мирового Океана был заметно ниже современного и на месте Берингова пролива существовала суша – Берингия.

Но вернемся от антропологии к геологии. В отличие от покровных суглинков морена (ледниковые отложения) практически всегда содержит в себе грубообломочный материал, вплоть до валунов. Обычно морена – это неоднородная несортированная смесь из глинистого, пелитового, песчаного материалов и более крупных обломков вплоть до глыб.

Кстати, большинство знаменитых "камней" вроде Синего камня Плещеева озера принесены именно ледниками. Многие из них пропутешествовали более 1000 километров из Карелии, Финляндии или Кольского полуострова.

Моренный рельеф, Волоколамский район
Моренный рельеф, Волоколамский район

Как уже упоминалось, на территории Подмосковья присутствуют две морены: днепровская и московская. Более древняя днепровская морена табачного цвета, очень плотная, содержит довольно много грубообломочного материала и часто – карбонатная. То есть, если на нее капнуть кислотой, то она "зашипит". На поверхность днепровская морена выходи в основном на юге Подмосковья, а на северо-западе она перекрыта московской мореной.

Московская морена состоит из красновато-бурого суглинка с валунами. Именно древними ледниковыми отложениями сложены холмы северо-запада Подмосковья, в том числе – Клинско-Дмитровская гряда, часть которой проходит по северу Московской области.

Поэтому, когда в следующий раз попадете на распутицу – не сердитесь на "глину". Ведь это либо загадочный покровный суглинок, либо следы древних ледников, когда по нашим родным просторам двигались огромные ледяные массивы, таяли и вновь нарастали. Возникали и исчезали бурные потоки, разливались невиданные ныне озера у края ледников… Просто попытайтесь себе все это представить!

Автор статьи - Наталия Шевченко
. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/suglinki-i-gliny-podmoskovya-otkuda-oni-vzyalis-i-v-chem-raznitsa-/. Фото из архива автора, pixabay.com