Найти тему
Кино и образ

Костюмы фильма «Елизавета: Золотой век»

Автор: Ирина Жигмунд

Сегодня я продолжаю свой рассказ о том как можно показать эпоху и исторических персонажей, не одевая их в #копии подлинных костюмов, а используя только #цвет, #фактуры и правильные #объемы. Сделаю я это на примере фильма «Елизавета: Золотой век».

Елизавета I — известный исторический персонаж, рассказать о ней в течение двух экранных часов, раскрыть характер, сделать его ближе и понятнее современникам — задача очень непростая. С точки зрения стиля реальной королевы, тут все еще сложнее. #Елизавета по сей день известна не только огромным количеством своих нарядов (она никогда дважды не надевала одно и тоже платье), но и тем, что все они были образцом ювелирного, текстильного и портновского искусства.

-2

Расшитые большим количеством драгоценных камней, украшенные лучшими дорогими кружевами, вышитые золотыми и шелковыми нитями, эти наряды демонстрировали, как соотечественникам, так и иностранцам, королевскую власть и силу.

Но будь Кейт #Бланшетт (актриса, играющая королеву) одета в эти #платья с широкими, почти плоскими юбками, длинным мысом корсажа и огромными воротниками, мы вряд ли досмотрели фильм и до половины.

А уж детально воспроизвести все платья и #украшения Елизаветы не хватит средств у самой богатой киностудии. Поэтому создатели фильма «Елизавета: Золотой век» пошли другим путем: они постарались донести до нас характер персонажа через цвет, фактуры и выразительность линий и пропорций.

"Чем больше я читала о ней, чем больше вглядывалась в ее удивительную внешность, ее поразительные платья и ее красоту, тем больше чувствовала, как важно донести это до сегодняшнего зрителя в более доступной для нас всех форме", - рассказывает художник по костюмам Александра Бирн, получившая за этот фильм "Оскар"

И она решила взять за источник вдохновения стиль испанского дизайнера #Balenciaga , который для своих платьев 1950-х годов интерпретировал различные исторические эпохи, в том числе и елизаветинскую.

Александра Бирн говорила по этому поводу: «Елизавета была в свое время модной иконой, и я чувствовала, что наконец нашла способ, чтобы показать ее более актуальной для сегодняшней аудитории».

Бирн отсекла все избыточное в нарядах Елизаветы, все эти бесконечные бантики, буфы, нашитые камушки, выделила форму, довела каждую линию и объем до совершенства и получила локальные по цвету платья, сшитые из роскошных тканей. Но это не мягкий атлас и крепдешин, а жесткие: тафта, муар, #брокард, они хорошо держат форму и вместе с тем, прекрасно передают твердый, решительный характер королевы.

Яркие цвета платьев Елизаветы кажутся логичными, если вы вспомните, что режиссер фильма Шекхар Капур - индиец по происхождению. Это объясняет и насыщенные краски в костюмах фильма «Ярмарка тщеславия» режиссера Миры Наир, родившейся в Индии, и радужную живописность фильмов другого известного режиссера Тарсема Сингха.

Но эти яркие цветовые пятна в фильме «Золотой век» оказались очень кстати. Елизавета, словно большой диковинный яркий цветок, расцветший на каменистой британской земле или экзотическая птичка, залетевшая в мрачный английский замок.

-7

«Мы хотели рассказать историю Елизаветы с помощью цвета», - говорила Бирн
В кадре, кроме королевы, больше нет цвета, все остальные люди, ее окружающие, и интерьеры — монохронных, серо-коричневых цветов.

-8

Исключение составляет фрейлина Елизаветы — Бэсс. Все ее платья всегда в той же гамме, что и у королевы, только на несколько тонов бледнее. Что намекает нам на то, что Бэсс — земное альтер-эго небожительницы. Не случайно, что именно на нее с Елизаветы проецирует свою плотскую любовь Уолтер Рэли.

«Шекхар так много говорил о Бэсс и Елизавете, что они - разные грани бытия одного и того же человека, что Бэсс является смертным отражением божественной Елизаветы, и это означает, что два персонажа одеты в контексте друг друга», - подтверждает мои догадки Бирн.

-10

«Я думаю, что одной из трудностей в этом фильме было то, что мы не видим ее (Елизавету) сидящей на троне с короной на голове, нет сцены  которая говорит нам о том, что она была королевой.  Поэтому ярко-оранжевое платье в самом начале фильма — это ее формальная одежда, в которой она «работает» королевой».


«Режиссер говорил, что для него важно, чтобы у героини был голубой цвет в костюмах.  Я испугалась, потому что синий цвет — не елизаветинский, не английский и не королевский цвет в Англии, так что я все время думала что, может быть удастся просто избежать его, но синий остался, что было для меня большим шагом на самом деле - сделать мир, где синий был соответствующим цветом для королевы Елизаветы», - рассказывает А. Бирн

С другой стороны, голубой — хороший цвет для ЭТОГО ПЕРСОНАЖА. Он льдистый, холодный, ускользающий, утекающий.

Совершенно потрясающие в фильме парики и украшения, без них образ бы точно не сложился.
Например, этот эгрет - фонтанчик, который словно обрызгал прическу своими каплями...

-13

... или подчеркивающие стеклянную прозрачность глаз героини, украшения из кабошонов. Елизавета похожа на оттаивающую Снежную королеву, а шифон еще больше работает на эту идею, "стекая" вниз по рукавам...

Одно из самых интересных преображений Елизаветы — это ее появление в доспехах перед войсками, словно Жанна д'Арк. Актриса, режиссер и художник единодушно решили, что ее костюм должен демонстрировать готовность королевы служить, бороться и умереть рядом со своими подданными.

Эта работа художника по костюмам одна из самых блестящих стилизаций в кино, где все находится точно на своих местах и отражает характер персонажей (не только Елизаветы, но и всех остальных).