Министр строительства
В 2010 году в рамках расследования дела 13435 в Краснообске, в особняке вице-губернатора Владимира Анисимова были произведены обыски. По словам свидетелей, следователи изъяли из гаража министра деньги. Не пачки. Мешки.
Владимир Александрович с сердечным приступом срочно госпитализировался. К делу подключились силовики с генеральскими погонами. Следователи из СУ СК тогда ещё при Генеральной прокуратуре РФ, которые начали «копать» под вице-губернатора в скором времени оказались родному ведомству не нужны. Владимир Анисимов вернулся к исполнению служебных обязанностей, но в январе 2011 года покинул руководящий пост. Добровольно, по собственному желанию.
Сразу оговорюсь, моё личное знакомство с этим персонажем Новосибирского истеблишмента ограничивается двумя встречами.
В 2003 году Владимир Александрович Анисимов в ранге вице-мэра и главы городского ЖКХ проводил пресс-конференцию. Я в тот момент работал журналистом в одном строительном издании. По роду работы постоянно приходилось общаться с руководителями различных ЖЭУ Новосибирска. Все они дружно сетовали на существовавшую систему, при которой ЖЭУ собирали с жильцов квартирную плату, в полном размере перечисляли её в структуру мэрии, которая называлась, если не ошибаюсь, Служба главного заказчика. Потом мэрия решала, кому сколько дать: на зарплату, покупку инструмента, расходных материалов и т.д. Решала долго и жадно. В результате средств катастрофически не хватало, качественного инструмента не было, а мизерные зарплаты толкали специалистов (электриков, сантехников, отделочников и т.д.) на вымогательство денег за оказание бесплатных услуг.
Где-то в высоких московских кабинетах уже витали идеи создания управляющих компаний. В Новосибирске от столичных веяний не отставали. Чиновники решили организовать в порядке эксперимента пару управляющих компаний. Причём организовать с чистого листа и на ровном месте. На пресс-конференцию Анисимову меня привёл вопрос: зачем что-то создавать с нуля, если можно просто изменить систему финансового взаимодействия и дать существующим ЖЭУ права и обязанности управляющих компаний? Они знают жилой фонд, имеют штат специалистов, какую-никакую материальную базу. Дайте полномочия и осуществите контроль.
Выслушав мой вопрос, Владимир Александрович поглядел на меня не то, чтобы зло, нет. В его взгляде было, скорее недоумение: кто там, вообще, в зале тявкает?
Я на всякий случай представился и представит издание.
Анисимов кивнул референту и тот добросовестно повторил историю о том, что в Новосибирске в ближайшее время планируется запустить два пилотных проекта и обсуждать это решение нецелесообразно.
Приблизительно год спустя 25-26 февраля 2004 года Новосибирске проходило выездное заседание Госстроя РФ. В перерыве между заседаниями я подошёл к председателю Госстроя Николаю Павловичу Кехману и попросил даль интервью для журнала. Кехман, посетовав на плотный график встреч и мероприятий, тем не менее, согласился.
Губернатор Виктор Александрович Толоконский любезно помог найти удобное помещение в мэрии. Побеседовать удалось около часа. Охрана ожидала за дверями. Референт скромно сидел в стороне и вмешался в интервью только один раз, напомнив шефу, что через пять минут начинается очередное мероприятие. Сам Кехман за временем особо не следи. Не потому, что нашёл умного и интересного собеседника, коим я, вероятно, не был. А потому, что интервью позволило спрятаться от общения с многочисленными просителями, пытавшимися заручится его поддержкой в решении своих проблем.
Живая речь министра резко контрастировала с двухчасовым усыпляющим докладом об успехах и недостатках отечественного строительства, который он читал в утренней части заседания.
На следующий день, окрылённый успехом, я после очередного круглого стола подошёл с просьбой об интервью к свежеиспечённому вице-губернатору Анисимову. Он не сетовал на занятость. Он просто послал. И хорошо, что не на три буквы.
Ну, это так, общие сведения и давние впечатления. А теперь к конкретике.
Как чиновник руководил.
Ура! Победа!
Петр Михайлович Горшенин Великую Отечественную прошёл всю, с кровавого 1941-го, до победного 1945. Его супруга, Вера Ивановна и в тылу трудилась и на фронте повоевала. Им повезло: в этом Аду нашли друг друга и остались живы. Вернулись в Новосибирск и началась мирная жизнь. Работа, дети. Все как у всех.
В 1960 году на улице Уральской в Первомайском районе построили дом. Не дворец, зато свой. Шли годы. Росли дети. Старели ветераны. Разрушался и дом, построенный из шлакоблоков. Одна из дочерей затеяла на приусадебном участке строить гараж из шпал, но толи денег не хватило, толи обстоятельства изменились, только гараж так и остался объектом незавершённого строительства.
В 1995 году вышел ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах». В честь 50-летия Победы ветеранам ВОВ государство решило улучшить жилищные условия. А спустя 10 лет дом на Уральской совсем сдал. Стены дали трещины. Появились проблемы с фундаментом. И начали Пётр Михайлович и Вера Ивановна хлопотать о том, чтобы хоть на старости лет пожить по-человечески, раз уж государство считает, что они, как ветераны Великой Отечественной такое право заслужили.
Как известно, в России Законы скоро издаются, а вот исполняются неспешно и не всегда. Хотите попасть под действие ФЗ №5 от 12. 01. 95г.? Сначала извольте доказать, что вы действительно ветераны. Потом подтвердите документально, что нуждаетесь в улучшении условий. Понимая, что пробить бюрократическую броню родителям-пенсионерам ни сил, ни энергии не хватит, переписку с органами власти на себя взяла их дочь.
Переписка, как у нас водится, велась снизу до верху. И ответы из инстанций приходили сверху до низу. Попутно собирались все справки, начиная с удостоверений участников ВОВ и наградных книжек, заканчивая экспертизой, проведённой экспертно-консалтинговым бюро «СТИНЭКС», в которой говорилось, что физический износ зданий составляет 69% и был сделан вывод: «Общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания оценивается как аварийное».
Читать на ЛитРес
Казалось бы, все, точка. Люди кровью и жизнью заслужили право на переезд в нормальную квартиру. Однако не заслугами перед Родиной руководствуются господа, по долгу службы обязанные исполнять Законы. И, уж тем более, не Законами.
Что и подтвердил ответ из областного правительства за подписью Заместителя Председателя правительства, министра В.А. Анисимова. Этот гениальный ответ появился после обращения дочери ветеранов в Аппарат Правительства Российской Федерации, откуда пришло письмо с поручением: разобраться с проблемой на месте.
Как спас ветеранов господин Анисимов – министр и Зам. Председателя Правительства области? Он предложил узаконить недостроенный гараж как жилое помещение и в него переселиться ветеранам.
Супруги Грошенины так и умерли в разваливающемся доме.
Министра строительства области можно похвалить за рачительность и сохранение государственных средств? Вероятно, но…
Забота о неветеранах
В упомянутом выше уголовном деле № 13435 есть показания Солодкина А.Н., данные им в 2009 году оперуполномоченному ФСБ Бранфилеву: «В начале 2000-х Анисимов завершает строительство в Краснообске пятиэтажного индивидуального жилого дома, площадью около 600 квадратных метров. В котором проживает по настоящее время. … Он и его близкие родственники имеют в собственности дорогостоящие автомобили, водные мотоциклы, катера, снегоходы».
Владимир Александрович завершает строительство как раз тогда, когда посоветовал ветеранам ВОВ переселиться в недостроенный гараж.
Пятиэтажному особняку предшествовала долгая и кропотливая работа.
1996 год. Глава Ленинского района г. Новосибирска. Именно в это время Его племянник, а по совместительству криминальный авторитет Андрей Павлович Боженко («Берия») получает право первой ночи на всё коммерческое использование земельных участков в районе.
Из показаний Бранфилеву: «Земельный участок под ресторан «Кин-дза-дза» находился в парковой зоне, где строительство капитального объекта запрещено». Ресторан оформляют как временный объект, а потом Анисимов его переводит в категорию капитальных строений.
Аналогичную аферу Анисимов и Боженко провернули с временным строением на ул. Геодезической, в котором располагались службы метрополитена. Теперь это торговый комплекс «Студенческий», разросшийся до целого торгового квартала «Амстердам».
Площадь Маркса превращается в скопище торговых центров, без какой-либо увязки в архитектурный ансамбль. И, по странному стечению обстоятельств, во всех этих ТЦ мелькает фамилии Боженко и его партнёров.
В 1997 году господин Анисимов становится заместителем мэра и главой департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии. 2003 год – Анисимов уже первый вице-мэр.
Блестящая карьера. Большой талант? Ну, как сказать.
В тех же материалах у.д. 13435 есть показания, что в начале 2000-х в Солодкину А. Н. пришли Андрей Боженко и Анатолий Радченко. Принесли взятку в размере 500 000 американских долларов. Пояснили, что дружеские отношения Александра Наумовича с губернатором Виктором Толоконским плюс деньги могут способствовать назначению Владимира Анисимова первым вице-мэром.
Александр Наумович попросил «послов криминального мира» удалиться. Впрочем, вполне вежливо. Сказал, что если он принесёт деньги Толоконскому, то это будет его последняя встреча со старым другом. Вежливый отказ Андрей Павлович воспринял, как торг и предложил увеличить сумму до миллиона. Сделка не состоялась. А назначение Анисимова первым вице-мэром случилось. Могу лишь предположить, что деньги ушли в ГУ МВД по СФО. А люди в погонах умеют настоятельно рекомендовать и согласовывать кандидатуры.
В 2004 году Владимир Александрович становится министром строительства и ЖКХ Новосибирской области. Поле деятельности расширяется.
Племянник вице-губернатора осуществляет рейдерский захват ОАО «Новосибирскмебель». Акционеры, напуганные угрозами и поджогами дверей их квартир, расстаются с акциями, а некоторые просто бегут из России. В результате, в центре города на месте помещений с испытательными стендами появляется элитный жилой комплекс «Солярис». Ключи от квартиры в котором получает, в том числе и супруга Владимира Анисимова.
После завершения карьеры регионального чиновника уважаемый Владимир Александрович очень скоро становится генеральным директором в крупной строительной компании. Как утверждают злые языки, именно через эту структуру осуществлялась продажа земельных участков под жилое строительство в бытность Владимира Александровича руководителем строительной отрасли губернии.
Сегодня господин Анисимов, не покладая рук, борется за счастье народа уже в качестве депутата Законодательного собрания Новосибирской области. Депутат, между прочим, от КПРФ.