Сейчас много случайных людей в педагогике, и не потому, что у них нет специального образования – нет! Оно есть, как правило. Нет в них другого: нет желания понять ребенка, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Как важно, на мой взгляд, педагогу уметь понимать детей, то есть становиться на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании
Вот задумайтесь, насколько мы, взрослые, авторитарны. Что бы ни говорил ребенок, нам всегда есть, что возразить ему, так как МЫ ВСЕГДА ПРАВЫ, ВЕДЬ МЫ – ВЗРОСЛЫЕ!!. Мы много говорим о том, как много мы даем ребенку… а если задуматься, то не больше ли дают нам они, наши дети? Ведь дети намного справедливее нас, честнее, искреннее. Их просто не научила еще жизнь хитрить, льстить, интриговать. Наверняка у каждого из нас была ситуация, когда после слов, сказанных ребенком, нам становилось стыдно от того, как точно в своей непосредственности он смог увидеть наш недостаток.
Как сейчас, помню этот день…
Золотая осень. Дорожка от калитки к зданию детского сада вся усыпана листвой. Переступаю порог. Тишина. Открыла калитку и будто в другой мир попала. Дорожка до крыльца кажется золотой от листвы. Брызги фонтана переливаются на солнце…
Нерешительно открываю дверь, и водопад непривычных звуков и запахов обрушивается на меня. Непередаваемое сочетание свежей выпечки и гвалта детских голосов наводит на мысль о многодетной деревенской семье: так же радостно, тепло и уютно…
Прошло восемнадцать лет. Я сама дважды стала мамой.
Снова и снова иду по этой дорожке, ставшей теперь такой родной. Казалось бы, уже привыкла, но нет: каждый раз, открывая зелёную калику, я попадаю в другой мир, в мир детства.
Без десяти восемь. Чувствую – опаздываю на зарядку. Мчусь, обгоняя родителей и «медвежат», смешно переваливающихся в зимних комбинезонах. Со скоростью, которой позавидовал бы любой солдат, меняю тёплую одежду на шорты и майку; красный свисток на шею - и вихрем на второй этаж.
Двадцать обручей послушно ложатся на свои места, один – себе, ближе к зеркалу, диск в магнитофон, пусть сегодня будет их любимая. Ух, кажется, успела.
Я, наверное, счастливый человек… Я люблю дело, которым занимаюсь, я люблю своих детей. Мне нравится это ощущение обоюдного эмоционального всплеска, который испытывают и мои дети, и я в начале занятия, при первых звуках заводной мелодии. Каждый день они знают: сегодня будет что-то новое, неожиданное. Зарядка, физкультура, спортивный досуг, развлечения, подготовка к концертам, конкурсам, выступлениям. Время летит стремительно. Теплый чай поможет сберечь напряженные голосовые связки. Делаю глоток, и тут как бы невзначай в зал заглянет любопытная мордашка: «Сегодня ритмика будет?». И слышу радостно несущееся по коридору детское эхо моих слов: «Будет, будет!!!»
Вечерние занятия по танцевально-ритмической гимнастике, мои любимые. Почему? Наверное, именно потому, что я сама так сильно всегда любила танцевать. Почему любила? И сейчас люблю. Ведь танцующий человек испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения . И эти ощущения я хочу дарить детям каждый день.
Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на детей через все органы чувств, и особенно – через нервную систему. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности моих дошколят.
Ровным рядочком, «по краю ковра», стоят мои маленькие гимнасты и танцоры. «Здравствуйте ребята!» Одновременный взмах грациозных детских рук. «На носочках по кругу шагом марш!» И когда они проходят, эти полчаса, отведённые мне для кружковой работы в этой группе? Иногда за короткое время стараюсь вложить такое количество информации в детские головки, что от безумной спешки начинаю путаться в терминах: «Ноги на пояс!», «смотрим вперед закрытыми глазами», «тянем носочки на руках», «согнуть руки в коленях» - это ещё что! Ловлю радостно-удивленные взгляды самых смышленых, в ответ могу лишь с улыбкой пожать плечами…
Порой, сочиняя очередную танцевальную композицию, останавливаюсь, понимая, что не могу подобрать следующий элемент. Но мои непоседы не стоят на месте: они слышат музыку, чувствуют ритм и продолжают делать то, что подсказывают их детские творческие души. И я вижу: вот же оно, единственно верное движение! «Маша, ну-ка повтори, то, что ты сейчас вытворяла!». Ну вот, действительно, именно так! Именно это движение и должно было быть! Так что, главные мои генераторы идей – это мои маленькие фантазеры. И каждый раз я убеждаюсь: да, каждый ребенок действительно талантлив от рождения и моя задача состоит лишь в том, чтобы вовремя разглядеть, оценить и развить в нем эти способности.
Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинства его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки, вести себя по-другому, увидеть и развить в ребенке все лучшее? Как важно, на мой взгляд, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Помните проникающие в душу строки Булата Окуджавы:
«Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет!»
Я слушаю в себе эти строки и хочу сказать всем педагогам: «Пока еще вертится Земля Образования, пока еще мерцает и не гаснет свет свободы, давайте сохраним надежду, что все наши старания не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. Как бы ни было тяжело, мы, педагоги, представители самого вдохновенного искусства на свете – искусства отдавать сердце детям!!!
Завязываю ботиночки последнему, задержавшемуся в саду малышу, понимая, что всё, на сегодня рабочий день окончен, и тут же ловлю себя на мысли, что он был замечательным, этот будний день: полным детского смеха, музыки.
Очень хочется надеяться, что мои занятия станут основой для развития творческих и созидательных способностей детей, помогут развить такие качества как мышление, находчивость, воображение, а самое главное – подарят радость и здоровье моим детям.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Любите ребенка! И пусть он обязательно это чувствует.
Мы освоили педагогику требований, наказаний, уговоров, поощрений; педагогику борьбы с недостатками. Мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки, вести себя по-другому? Увидеть и развить в ребенке все лучшее. Как важно, на мой взгляд, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями., ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Помните проникающие в душу строки Булата Окуджавы: «Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет, господи, дай же ты каждому, чего у него нет.» Я слушаю в себе эти строки и хочу сказать всем педагогам: Пока еще вертится Земля Образования, пока еще мерцает и не гаснет свет свободы, давайте сохраним надежду, что все наши старания не зря, а победой будут наши дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. Как бы ни было тяжело, мы, педагоги, представители самого вдохновенного искусства на свете – отдавать сердце детям!