Дисклеймер: Эта статья не претендует на полный рассказ об опыте Библиотекаря на онлайн-фестивале «Костиконнект». Более того, она ни в коей мере не является рецензией или обзором. Скорее это попытка подвести итоги полугодовой работы и оглашение планов на будущее, и для многих из них онлайн-фестиваль стал своевременным триггером.
Что случилось с Библиотекарем на «Костиконнекте»?
Благодаря подсказке друзей, которым Библиотекарь не устанет выражать благодарность, на онлайн-фестивале Незримая библиотека была представлена не только запланированной заранее презентацией, но и виртуальным стендом — чатом и голосовым каналом, с помощью которых можно было проводить те или иные мероприятия. Среди прочих достаточно сумбурно и второпях организованных коллективных развлечений из сегодняшнего дня наиболее значимыми кажутся:
- трансляция с листанием книг из Библиотеки;
- круглый стол, посвящённый проблемам независимых разработчиков настольных ролевых игр на русском языке;
- турнир за звание Чемпиона Незримой библиотеки.
Все эти мероприятия глубоко тронули Библиотекаря за что-то важное. Писать о них всё ещё не очень просто. Все они позволили познакомиться с замечательными людьми, игроками, ведущими, дизайнерами и художниками. Дали прочувствовать, что вокруг Незримой библиотеки существует огромный мир, состоящий не только из игр, но и из людей, в эти игры играющих. Людей, для которых хочется что-то делать и с которыми хочется общаться не только посредством разнообразных дайджестов и статей. Людей, достойных большего и стремящихся к этому!
Для Библиотекаря очень важно, что три отважных героя теперь будут представлять и защищать Библиотеку от посягательств. Важно не только потому, что это в определённой мере забавно, но и потому, что эти герои (так распорядилась сама судьба!) в некотором смысле представляют оси системы координат, в которую можно вписать такое сложное явление, как настольные ролевые игры. Итак, приветствуйте и славьте победителей! В честном бою из тридцати одного участника турнира победу одержали:
🥇 Чемпион незримой Библиотеки — Тролль Борг из Dungeon World
🥈 Чемпион-секундус Незримой библиотеки — Ханна Ice из «Тайн эхосферы»
🥉 Треть-чемпион Незримой библиотеки — Белка-людоед из YIPPEE KI-YAY
Сложно ещё что-то добавить к сказанному выше и к тому, что говорил первый помощник Библиотекаря на недавних вечерних посиделках, организованных основателем издательства Ex Nihilum Publishing Андреем М.
Что будет с Незримой библиотекой и Библиотекарем?
Те, кто побывал на «Костиконнекте», не могли не заметить, что, несмотря на печали 20-го года, русскоязычное сообщество любителей настольных ролевых игр растёт и ширится. В него постоянно вливаются новые люди, а былые проблемы отходят в прошлое и растворяются, будто страшный сон. Это наблюдение сильно вдохновило Библиотекаря — так сильно, что его ближайшие планы расширились примерно вдвое.
Часть того, что перед фестивалем только планировалось или о чём Библиотекарь даже не задумывался, в срочном порядке была организована и оформлена. Вот краткий список уже запущенных нововведений.
У Незримой библиотеки появилась своя страница на «Патреоне» , а вместе с ней попечительский совет и даже секретный чат с помощниками Библиотекаря. Площадка в первую очередь предназначена для тех, кто хочет поддержать растущие в Библиотеке проекты и больше узнать о внутренней кухне. Кроме того, патроны имеют возможность непосредственно влиять на стратегические и тактические решения Библиотекаря. Впрочем, появление страницы на «Патреоне» не значит, что Библиотекарь прекратит работу со своими VK-донами — они, как и прежде, очень ему дороги, а их поддержка ежедневной работы паблика бесценна!
К существовавшим ранее представительствам Незримой библиотеки присоединились ещё четыре. Пока они не слишком активны, но их полноценный запуск и наполнение — это лишь вопрос времени. Подписывайтесь сегодня, чтобы ничего не упустить:
- YouTube — https://clck.ru/TXVb6
Кроме того, недавно появился и начал регулярно пополняться список фичеров — путеводитель по статьям, опубликованным в блоге Рыжего Библиотекаря.
А на «Заводской ярмарке» discord-сервера Silver Hoof Games открылась постоянная выездная библиотечная лавка , где часто можно встретить одного из помощников Библиотекаря, который отвечает на каверзные вопросы посетителей, оповещает гостей об актуальных новостях Библиотеки, а в недалёком будущем планирует разыграть призы — следите за новостями!
*****
Пока не осуществлённые планы Библиотекаря продублированы дважды — в видеоформате, в котором они были представлены на фестивале, и текстом. Ведь не всем интересно смотреть на говорящую голову…
Кратко (почти) о том же самом:
Библиотекарь собирается устроить нечто под условным названием «Академия ИНРИНРЯ» — разработать концепцию и организовывать вручение премии в области настольных ролевых игр на русском языке, напоминающей кинопремию «Оскар». Рабочее название — «Хрустальная кость». Предполагается церемония вручения с блэкджеком и роботами, участие известных профессионалов из индустрии и народные награды.
Принципы, которые, по мнению Библиотекаря, должны быть заложены в основу этой организации:
- срач-фри-сообщество специалистов;
- включение в академики по результатам награждения;
- включение в академики по результатам публичного опроса сообщества;
- принятие всех ключевых решений касательно премии ранжированным голосованием академиков;
- ограничение по времени всех голосований среди академиков;
- максимально возможная нейтральность и прозрачность премии.
В рамках той же идеи об «Академии» Библиотекарь подумывает об организации видеолектория/агрегатора материалов по теории, разработке, механикам и истории НРИ.
Постепенное создание на базе паблика локализующего НРИ-издательства
Уже сейчас в работе находятся два перевода:
Разработка собственного сайта Рыжего Библиотекаря
Это необходимо для улучшения вёрстки и удобства публикации «Вестников», а также для запуска новых информационных продуктов, среди которых:
- мультимодальная страница для новичков в хобби «Что такое НРИ?» ;
- систематизация материалов для новичков и последующее пополнение этого раздела;
- формирование базы ссылок на легально доступные настольные ролевые игры на русском языке. Предполагается, что этот инструмент будет полезен для расширения кругозора и ознакомления с тем немаленьким выбором, который уже сейчас есть у русскоговорящих игроков. В базе будут присутствовать прямые ссылки на игры на разных площадках, формальные характеристики игр и ссылки на известные Библиотекарю обзоры и рецензии.
Составление статей-альманахов или списков игр по известным вселенным и/или системам для тех, кто эти вселенные/системы любит, но боится запутаться среди десятков наименований. Уже сейчас в работе находятся две такие статьи:
- описание всех доступных игр по вселенной Warhammer 40.000;
- описание всех доступных игр по Миру Тьмы.
Если всего этого покажется Библиотекарю мало (если у него наберётся достаточно патронов), он займётся разработкой и проведением полноценного научного социологического исследования среди любителей настольных ролевых игр на русском языке. Ведь всегда интересно узнать, кто тебя окружает.
Однако есть и грустные новости
Во-первых, Библиотекарь в полной мере понимает, что все обозначенные выше (а также роящиеся у него в голове) идеи и планы осуществить не выйдет. Скорее всего, что-то сорвётся, а что-то отложится в долгий ящик. Так всегда бывает. Планирование на долгий срок — это в какой-то степени лотерея, игра с судьбой в поддавки. Но ведь от этого ещё интереснее наблюдать за тем, что выйдет так (или почтитак), как было задумано, а что с треском провалится, правда?
Во-вторых, Библиотекарь в скором времени изменится раз и навсегда. В конце концов, всякому примату рано или поздно приходится уступить своё место преемнику…
Избранные работы, поданные на конкурс «Что такое НРИ?»
Библиотекарь публикует не все работы, присланные на конкурс «Что такое НРИ»: с одной стороны, их для этого оказалось слишком много, а с другой, некоторые всё ещё недоступны для широкой публики. Возможным комментаторам хочется напомнить, что задачей конкурсантов было не дать исчерпывающее определение или описание настольных ролевых игр как явления в подлунном мире единорогов в вакууме, а рассказать, как можно представить наше любимое хобби совершенно с ним незнакомым людям.
***
Мультфильм от Ариадны Семибратовой
***
Laguna Loire из Silver Hoof Games предположил, что лучше один раз сыграть, чем десять раз отрезать, и написал игру на пять минут «Принцесса в башне» .
***
Чайный Паладин совместно с Александром Бузуевым посвятили ответу на вопрос «Что такое НРИ» целый подкаст .
Ради повышения объективности чтения в тех работах, где это возможно, Библиотекарь не приводит имена их авторов. Он предполагает, что читатель сможет угадать некоторых из них по стилю и манере выражаться, но оставляет это угадывание на совести читателя.
Я неоднократно сталкивалась с необходимостью объяснить человеку со стороны, что такое НРИ. Лучше всего у меня работает такая формулировка: НРИ — это любительский импровизационный театр, где заранее известна завязка и персонажи, а режиссёр и сценарист в одном лице выступает вместе со своей труппой. Прелесть НРИ в том, что они объединяют совершенно разных людей и дают повод поговорить с теми, с кем просто так поговорить страшно.
В качестве вишенки на торте существует возможность совместно с друзьями создавать истории, словно вы сидите вместе у костра.
Про кубы людям лучше объяснять как можно позднее: всё-таки они меняются в зависимости от игры
*******
Как говорил А. П. Чехов: «Краткость — сестра таланта».
На этот вопрос я нашёл два ответа:
1) НРИ в общем — это когда компания (чаще всего друзей) собирается за одним столом, чтобы рассказать историю.
2) А лично для тебя НРИ — это возможность побыть тем, кем ты хочешь, но не можешь стать в наших реалиях.
Хочешь быть рыцарем? Бравым убийцей пришельцев? Чудаковатым изобретателем? Если твой ответ да, то ты готов окунуться в чудесный мир НРИ, а всё остальное — это частности.
***
Один из возможных способов объяснить, что такое НРИ, — это предложить сначала создать завязку истории, а потом предложить её оживить. Одним из таких вариантов для меня стал конструктор Lego. Несмотря на то что это подходит больше детям, взрослые тоже не прочь пособирать конструктор. На данных фотографиях представлена сцена с убийством на железнодорожных путях, которую мы решили оживить, сыграв в «Ктулху» по системе «Сыщик». Мастер может прямо посреди игры добавлять обнаруженные улики, показывать новые локации и изменять их. Для нас настольно-ролевые игры — это способ оживить то, что видишь, со свободой действий и чёткими правилами.
***
Настольная ролевая игра — это варгейм от первого лица. Таким образом, нельзя объяснить, что такое НРИ, не рассказав сперва, что такое варгейм.
Варгейм — это игра (а значит, в ней можно выиграть или проиграть), которая пытается симулировать (и чем точнее симулирует, тем более ценна игра как варгейм) некий конфликт — от высадки в Нормандии до осады Хельмовой Пади.
Ключевое слово здесь — «симулирует», то есть имитирует некий процесс, используя для этого правила игры. Этим варгейм в корне отличается от обычной настольной игры, которая может иметь ту или иную тему (в том числе тему высадки в Нормандии или осады Хельмовой Пади), но механики её направлены на развлечение игроков, создание интересных и честных противостояний.
Варгеймы же пытаются найти баланс между достоверной симуляцией и играбельностью, зачастую делая противостояния нечестными (если суровая реальность, которую хочет симулировать автор, того требует). Настольные ролевые игры, выросшие из варгеймов, наследуют эту черту, но идут дальше: правила существуют для симуляции или некоего конфликта (как завещали деды), или некоего жанра (пальпа, хоррора, детектива) или формата (воскресное телешоу, подростковый сериал про нечисть).
Несмотря на то что в НРИ существуют чисто игровые условности, это компромисс, на который мы идём для удобства игроков. Целью же написания правил является возможность воссоздать, используя именно эти правила, некий конфликт, жанр и формат так, чтобы созданная нами симуляция позволяла этот конфликт, жанр и формат изучить во время игры и получить от неё 1) внутренне непротиворечивый опыт; 2) удовольствие.
Таким образом, НРИ — это некая симуляция, в которой игрок берёт на себя роль не абстрактного лидера, как в варгейме, а конкретного персонажа. Который, в свою очередь, вполне может быть и лидером, если игра об этом.
***
Настольная ролевая игра — это интерактивная история. От книги или фильма она отличается тем, что никто из участников не знает, как именно она закончится. От компьютерной или обычной настольной игры — безмерно большим разнообразием событий, потому что решения принимают живые люди, а не карточки или компьютерная программа.
Игра — это диалог. Обычно за столом есть несколько игроков, отвечающих каждый за своего персонажа, и ведущий, отвечающий за весь остальной мир. Все участники разговаривают, и беседа обычно выглядит как-то так:
1) Ведущий описывает ситуацию.
2) Игрок говорит, что делает его персонаж.
3) Если надо, мы бросаем кости или обращаемся к другим правилам.
4) Ведущий описывает, как изменилась ситуация, и всё повторяется вновь.
Кости мы бросаем, чтобы разрешить какие-то неоднозначные ситуации. Чтобы не спорить каждый раз, мы используем заранее согласованные правила. От игры к игре они могут разительно отличаться, описывая и фокусируясь на разных аспектах нашего диалога. Чаще всего используют готовые книги правил.
Книги, кроме правил, содержат игровые миры, готовые истории для игроков, источники вдохновения и советы участникам. Купив книгу, вы получите всё необходимое для игры — дополнительно потребуются только наборы игральных костей и распечатанная раздатка. Хотя бывают, конечно, и огромные игры, «размазанные» на целые серии книг.
Людей обычно пугает толщина книг, но зря. Описание мира — это просто художественный текст, а правила гораздо понятнее, чем в обычных настольных играх, потому что они не абстрактны: «Это пистолет, он стреляет. Вот правила, насколько больно и далеко он стреляет. Да, стрелять вблизи проще, чем на сотни метров. Прямо как в жизни». Кроме того, мы не соревнуемся друг с другом, а рассказываем совместную историю. А значит, неверная трактовка правил не выйдет вам боком при подсчёте очков. Потому что его не будет.
***
При взгляде на стремительно заполняющееся за последние пару лет НРИ-контентом интернет-пространство у меня появилась одна мысль о том, как делиться нашим хобби с людьми: проводить локальные конвенты, игротеки в местных хобби-центрах, клубах, антикафе, etc.
Я понимаю, что эпидемиологическая обстановка в данный момент не особо благоволит этому направлению, но именно эти «точки сбора» и являются важными, потому что на них приходят новички и приобщаются к хобби, а «старички» обмениваются опытом и идеями.
Именно на таких мероприятиях можно и нужно приобщаться к нашему хобби, потому что там самая дружелюбная и максимально открытая к новичкам обстановка.
***
Версия, которую я составил для себя, что такое НРИ (но новичку я бы постарался разобрать каждый тезис). Основываясь на правилах, несколько людей в комфортной атмосфере совместно рассказывают захватывающую историю с целью узнать, что будет дальше, и принимают полученные от костей случайные повороты событий.
Вот и все новости на данный момент!
Теперь вы знаете — и не говорите, что не знали! А если по каким-то причинам вы всё ещё не подписаны на блог Рыжего Библиотекаря, то срочно исправляйте это упущение через VK , «Телеграм» или «Яндекс. Дзен» !
Напоминаем, что пообщаться с представителями Незримой библиотеки и узнать её последние новости можно на «Заводской ярмарке» дискорд-сервера Silver Hoof Games . А статья, которую вы только что прочитали, создана при поддержке патронов Библиотекаря, в том числе Константина Трачука — ведущего паблика «Вторая редакция» .