Найти тему
Елена Шаламонова

Баянист Витька

Витька был детдомовцем. Родителей он не знал совсем. Мать лишили прав на ребёнка сразу же – пила, а вскоре и опилась до могилы. На месте отца в документах стоял прочерк. Здоровье у Витьки было слабым, рос он худеньким и низкорослым.

После училища, которое Витька кое-как закончил, он связался с плохой компанией и попал в тюрьму за воровство. Однако Витька считал, что ему повезло. В тюрьме он встретил старшего товарища-музыканта по кличке Смычок, который все свободное время занимался с Витькой музыкой.

Оказалось, что у Витьки музыкальные способности - единственное, чем природа одарила его. На слух он мог подобрать на баяне знакомые мелодии.

Музыка так нравилась Витьке, что он готов был часами пиликать на баяне. Так, не зная нот, он довольно быстро освоил азы, потом несколько вальсов, песен из репертуара Утёсова и Шульженко, а также народные мелодии. Смычок, длинный худощавый старик, довольно улыбаясь, наставлял Витьку:

- Выйдешь из зоны, не пропадёшь. Всегда на кусок хлеба с колбасой себе заработаешь. Вот увидишь. Ещё не раз Смычка-то вспомнишь…

Старый музыкант хлопал Витьку по костлявому плечу и довольно кашлял.

Так что вышел парнишка-сирота из тюрьмы с музыкальным образованием от Смычка. Кроме этого он подцепил ещё и туберкулёз, который с годами все более донимал и без того болезненного парня. Его законная сиротская жилплощадь – комната в коммуналке с соседкой Егоровной, дожидалась своего хозяина.

Помня наказ музыканта, Витька бросил старую компанию и начал новую свободную жизнь, работая слесарем в мастерских родного городка. Работать Витьке не хотелось, он сторонился людей, стесняясь своей хилости. Но нужно было заработать на баян. Поэтому, как только Витька накопил нужную сумму денег, то сразу купил инструмент, уволился с работы и стал ездить по электричкам, играя свои незатейливые мелодии.

Егоровна сокрушалась:

- Как же ты, такой худющий, на хлеб этим пиликаньем заработаешь? Пресвятая ты Дева, Богородица, помилуй…

Старушка крестилась и утирала слезу. А Витька бормотал:

- Ничего, ба, заработаю, дело-то верное. Ещё как мы с тобой заживём…

Но подавать Витьке стали. Удивительным образом действовали на невольных зрителей электрички его выступления. Худоба и жалкий вид парня, старательно и с чувством выводившего «На сопках Маньчжурии», растапливали сердца слушателей.

После каждой сыгранной мелодии Витька привычно поглаживал свой баян и откашливался, будто настраивал внутри своего организма заржавевшие струны.

Несколько месяцев Витька успешно гастролировал по вагонам, но потом конкуренты выкинули его в снег на одной из станций. Но Витька был рад: он лишь немного ушибся и самое главное - баян не повредил. Добрался домой он в тот раз поздно и сказал Егоровне:

- Всё, ба. Конец гастролям. Буду тута работать. А ты давай деньги копи. Ремонт сделаем. Пора и дома осесть, - и хлопнул сухеньким кулачком по столу в знак своего твёрдого мужского решения.

Егоровна давно так не жила. Жалкой её пенсии до сих пор едва хватало на оплату коммуналки, на дрова и скудную пищу. О ремонте речь и не шла. Не на что. Старушка преобразилась. Теперь она готовила вкусные обеды для них с Витькой. Стирала ему и убиралась в обеих комнатах. Они стали семьёй, которой никогда у Витьки не было.

Парень заметно поправился. Теперь он играл у моста, в самом центре городка, и по выходным на базаре. Жители города знали Витьку, подшучивали над ним:

- Ты никак поправился? Уж не женился ли, часом?

- Да не… На что мне женитьба, - смущался Витька, - вона у меня жена – музыка, - Он с любовью гладил баян и улыбался.

Горожане привыкли к тому, что в городе с утра в самом центре разливаются мелодии баяна… Когда музыки не было, все знали: значит Витька лечится, в больнице. Туберкулёз временами обострялся и не давал музыканту покоя.

Но когда Виктор снова появлялся, люди улыбались и подавали ему на чай.

Витька не пил, не курил, все деньги отдавал Егоровне в распоряжение. Казалось, что музыка настолько вошла в его сердце, что ни деньги, ни что другое не занимало его душу.

Как-то после одной из простуд Витя не смог оправиться. Умер от слабости лёгких. Хоронила его Егоровна с подружками-соседками. Горевала старушка безмерно. Словно родного внука потеряла.

- Светлый он был, светлый, - повторяла она и крестилась, вытирая платком сморщенное лицо.

После похорон Вити старушка, не в силах смотреть на его баян, отдала инструмент в ближайший детский дом.

- Может, ещё кто из сирот так играть научится. Может, музыка-то выведет кого на прямую дорогу. Помоги, Господи… Витенька, Витенька. Царствие тебе небесное.

Долго Егоровна ходила в храм и ставила поминальные свечи, благодаря Бога за то, что послал ей, одинокой, такого хорошего внука на старости лет.

Фото из интернета для иллюстрации
Фото из интернета для иллюстрации

Спасибо за внимание, ЛАЙК, ПОДПИСКУ, отзывы!

Уборщица

Колдунья

Наташкина любовь

До новых встреч, друзья!