Проверка домашнего задания - очень важный, но довольно скучный этап урока. Как это часто происходит? Один пересказывает у доски - остальные зевают на местах. Как сделать опрос интересным и разнообразным?
Об интересных формах опроса я уже писала в одной из своих публикаций "Нескучные формы опросов на уроках". Но ведь их множество, поэтому я решила продолжить разговор об этом.
Приём "Верю - не верю"
Прием известный. Многие учителя его используют не только для опроса, но и на других этапах урока. Суть его проста: учитель заранее подготавливает 10-15 вопросов, связанных с темой и содержанием домашней работы. Каждый вопрос должен начинаться с фразы: "Верите ли вы, что..." Некоторые вопросы должны содержать правильную информацию, некоторые - ошибочную. Можно совместить этот опрос с двигательной активностью, предложив, например, ученикам вставать при согласии, садиться при несогласии.
Кстати, примерно по такому принципу устроено задание 5 в ОГЭ по русскому языку. Вот оттуда можно взять примеры при проверке знания теории о чередующихся корнях. Например:
1) Верите ли вы, что в слове "блестит" написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных?
2) Верите ли вы, что в слове "загорать" написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-?
3) Верите ли вы, что в слове "запирать" написание безударной гласной в корне зависит от суффикса -а-?
4) Верите ли вы, что в слове "растаять" в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А? и т.д.
Приём "Данетки"
Этот приём универсальный. Его можно использовать как на уроках, так для организации отдыха.
Учитель загадывает что-либо (природное явление, число, предмет, понятие, событие, персонажа т.д.), а ученики пытаются отгадать это, задавая вопросы. Вопросы нужно строить так, чтобы на них можно было дать только ответ "да" или "нет" и чтобы постепенно круг поиска сужался. Если вопрос некорректен и учитель не может дать на него ответ из дидактических соображений, то он отказывается от ответа условленным жестом. После игры обязательно надо обсудить вопросы: какие из них были наиболее удачные, какие - наименее. Главная задача - научить вырабатывать стратегию поиска, а не просто забрасывать учителя множеством вопросов.
Например. Дома ученики должны были выучить теорию о собирательных числительных. При проверке учитель загадывает числительное "обе".
Возможные вопросы учеников:
1) Это слово отвечает на вопрос "сколько"? (да)
2) Это слово обозначает целое число? (нет)
3) Это собирательное числительное? (да)
4) В нём есть суффикс -оj-? (нет)
5) Оно сочетается с существительными женского рода? (да)
6) Это числительное "обе"? (да)
Приём "Блицопрос по цепочке"
Этот прием хорош на уроке обобщающего повторения, когда на дом было задано повторить всю теорию по изученной теме. Можно заранее задать ученикам составить вопросы, чтобы на уроке им было проще.
Суть приема заключается в следующем: первый ученик задает вопрос по теме второму, второй - третьему, и так до последнего ученика в классе или в группе. Времени на ответ - несколько секунд. Некорректный или не соответствующий теме вопрос учитель может снять.
Например. Урок обобщающего повторения в 6 классе по теме "Имя существительное".
Возможные вопросы учеников:
1) Что такое существительное?
2) Какие у существительного постоянные морфологические признаки?
3) Какие у существительного непостоянные морфологические признаки?
4) Сколько склонений у существительного?
5) Что такое разносклоняемые существительные?
6) Что такое собственные и нарицательные существительные? и т.д.
Приём "Узнай меня"
Ученики выступают в роли какой-нибудь известной персоны (ученого, писателя, исторического деятеля, литературного героя). Они рассказывают о его биографии (от первого лица), поступках, открытиях, возможно, описывают его внешность, основные идеи и теории. Но при этом ученики не называют своего героя. Класс должен догадаться, о ком идет речь. Этот прием поможет скучный пересказ сделать интересным и активизировать внимание класса.
Так, например, на литературе ученик может выступить от лица одного из героев романа "Война и мир" (Долохов, Петя Ростов, Пьер Безухов, Платон Каратаев и др.)
Кстати, в роли персонажей могут выступать не только люди, но и какие-нибудь понятия.
К примеру, на уроке русского языка ученик может выступить от имени обособленного определения или слова категории состояния.
Приём "Пиф-паф" (или "Дуэль")
Каждый ученик дома готовит 10 вопросов по изученной теме. На уроке учитель вызывает двоих "на дуэль". Ученики по очереди задают вопросы друг другу, как бы обмениваясь интеллектуальным выстрелами. Учитель говорит: "Пиф". Ученик задает вопрос. После слова "Паф" второй "дуэлянт" отвечает. Если он ответил верно, то право "выстрела" переходит к нему; если нет, то "стреляет" снова первый ученик. "Секунданты", выбранные из класса, считают количество точных попаданий и промахов.
Этот прием будет очень хорош, когда нужно проверить знание содержания заданного на дом произведения.
Описание приемов частично составлено на основе книги Садкиной В.И "101 педагогическая идея. Как создать урок".
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".